Односельчане.ru

Авторы: Рабаданов Умалат Гусейнович, Магомедов Ибрагимхалил Гитинович

Дагестане очень много населенных пунктов расположенных в разных природных, историко-географических условиях. Одним из таких населенных пунктов является с. Худуц Дахадаевского района. Мы хотим в этой статье рассказать об этом уникальном и древнем ауле, о ее происхождении и вероисповедании жителей этого села. Это будет интересным молодым выходцам этого села , которые переселились и живут в разных городах и поселках равнинной части нашей Республики. Здесь материал из уст старшего поколения о преданиях, легенды и сведения о нравах, обычаях и традициях. Это своего рода паспорт древнего села.

Географическое положение

Худуц расположен между предгорной и высокогорной частями Дагестана, в долине верхнего течения р. Уллучая.

На западе и юго-западе граничит с с. Ашты, на северо-западе с. Карбачимахи, на востоке с. Ицари Дахадаевского района. На юго-востоке граничит с с. Шари Агульского района и с юга с. Амух Агульского района.

С юга протекает р. Уллучай, с запада протекает речка «ЦIимаде», с востока – речка «КIатIкIати», левые притоки р.Уллучая. Таким образом, село расположено между речками и рекой.

Находится оно на невысоком холме, безопасном в то время от внешних врагов месте. Восточные и южные склоны села крутые. Раньше у входа в село в местности «Хъарша хъу» имелось оборонительная башня «Къала». Там постоянно находились на дежурстве сельчане, чтобы предупредить нападение врагов. Село располагалось с таким расчетом, чтобы туда трудно было проникнуть, т.е. селение представляло собой крепость с тремя воротами: 1-е ворота «Шамхалхъалла», 2-е ворота- «Каримкаъалла» и 3-е ворота- Хяванайла— Хясанхъалла.

Природа

Село окружено горами с вершинами средней высоты 1900-2000 м над уровнем моря. На севере подъем на гору «Таци-хъяб», на востоке подъем на горы «Бихьлаламуза» и «Каппурамуза». На западе расположена горная вершина «Ганиша муза», на юго-востоке – «ГIаяла муза». Ввиду того, что село расположено ниже гор, то здесь редко бываю туманы.

Предания, дошедшие до нас, свидетельствуют о том, что сельчане во все времена бережно относились к природе: охраняли лесные массивы, отдельные деревья, почву, животных и птиц, водные ресурсы.

Устанавливали сроки охоты, выделяли участки для рубки леса, определяли места для летних и зимних пастбищ.

Происхождение села

Согласно эпиграфическому памятнику, вмонтированному в стену старинного Худуцкого минарета, аул Худуц был образован в 718 году хиджры, т.е. по мусульманскому летосчислению, что соответствует 1318 году по Григорианскому календарю. Причинами для строительства села послужили споры между тремя ханами из-за земельных владений. Территория которая в настоящее время числится за с. Худуц находилась на узле границ Ахтынского, кумухского ханств и Кайтагского уцмия.

До разрешения этих споров ханы договорились созвать совещание в присутствии Таркинского хана Амир-Шамхала.. По результатам совещания было принято решение отрезать от каждого ханства по I000 га земли, основать на этом месте населенный пункт из I2 хозяйств с подчинением Кумухскому хану. Для нового села решили послать по 4 семьи от каждого ханства, так образовалось с. Худуц.

Первыми жителями села Худуц были из села Рича Ахтынского района, из Кумуха и Кайтага.Следовательно жители нашего села являются потомками жителей трех народностей лакцев, агульцев и даргинцев.

После установления границ, жители нашего села начали устанавливать добрососедские отношения с окружающимися селами. Так, с жителями с. Кунки был заключен договор о дружбе. При нарушении этого договора от виновного взимали штраф 2 быка: один бык в пользу пострадавшего, другой в пользу хана.

Происхождение названия села

1 .Этимология этого населенного пункта довольно неожиданна. По преданию название ему дали заблудившиеся путники. Они долго блуждали по горам и неожиданно обнаружили селение. Один из них воскликнул: "Худе" ("Собаки!"), другой – "ЦIа!" ("Огонь!"), и впоследствии это название как будто бы укрепилось за селением, только оба слова слились в одно Худе-цIа – ХудуцI.

Некоторую убедительность этой этимологии придает тот факт, что селение действительно внезапно появляется из-за поворота, из-за горы.

2. Для приезжих хозяйств готовых домов не было. Чтобы каждый имел собственный дом, начали строить дома. Ночью они разводили костры и для предупреждения опасностей со стороны мимо проезжающих, они имели несколько собак. Когда ночью мимо проезжали жители из других населенных пунктов, они часто замечали огни и слышали лай собак. При рассказах эти путешественники всегда употребляли слова на даргинском языке, вернее на Кубачинском языке: "худе" - собаки, "цIа!" - огонь, т.е. Худеца. Из этих 2-х слов появилось слово Худуц. После чего населенный пункт стали называть Худуц, на худуцинском диалекте «Худеци», на аштынском диалекте «Хвидица».

Примеры из фольклора

В преданиях села сказано: «С того, кто срубит дерево в охраняемом лесу, загрязнит стиркой воду, будет пасти скот на запрещенных землях, взыскивается штраф в размере 1-3 овец, 2-4 мерок зерна».

Ежегодно с давних времен проводились праздники Первой борозды, День чабана, Праздник цветов, Праздник урожая.

Все эти мероприятия прививали любовь к родному краю, способствовали охране природы и воспроизводству природных ресурсов. Подготовка к праздникам сопровождалась проведением рациональных агротехнических мероприятий, способствующих охране, восстановлению и защите памятников природы, объектов животного мира, водных биоресурсов.

Террасные горные склоны использовались для посева зерновых, бобовых культур, т.е. активно внедрялся севооборот. При этом вокруг террас старались сажать защитную полосу деревьев.

Быт сельчан

Село до ВОСР занималось скотоводством и земледелием. В земледелии применялись примитивные орудия труда; соха, (дурац, къупи, каза) мотыга, кирка и для уборки урожая серп. Сено косили самодельной харбукской косой.

Основной тягловой силой наиболее зажиточных крестьян была сила быков и лошадей. Они использовались на пахоте, переброске сена и для перевозки необходимых продуктов из других мест.

Кто не имел тягловой силы, сено, дрова и другие грузы на спине носили женщины. Крестьяне села входили в сельскую общину – Джамаат.

У каждого были небольшие земельные участки от 0,1 до 0,9 га, большинство имело по 0,15га. У каждого имелись от 2 до 4 голов крс. Большинство крестьян имели и мелкий рогатый скот по 3-5 голов, а три хозяйства имели от 50 до I50 голов. Также у сельчан имелись 40 лошадей. Для обеспечения животных кормами имелись небольшие участки сенокоса. В летний период скот держали на летних пастбищах джамаата. Некоторые крестьяне имели собственные зимние пастбища, приобретенные от разорившихся крестьян за низкую цену. По классовому составу среди жителей села помещиков не было. В основном были крестьяне-бедняки и несколько хозяйств середняков.

Все крестьяне уплачивали «вакпу» в мечеть. Хозяйство было натуральным, в основном все необходимое производили сами, за исключением металлических изделий, в редких случаях покупали ткани и гончарную посуду.

В связи с частыми нападениями соседних жителей для похищения скота для защиты села от внешних врагов была построена крепость-«кала» на верхнем конце села. Жители жили в полутемных, грязных холодных помещениях с маленькими окнами без рам и стекол. Отсутствовали печи и лампы со стеклом. Источником света были коптилки под нефть и коры березы.

Кроватей вообще не было. Большинство детей и многие взрослые ходили босиком, полуголодными и полуодетыми. Старики носили большие шубы –Хула-хакни» с длинными закрытыми рукавами и большие шапки.

Основная обувь у мужчин это – «тапри-тулак», у женщин бурки-«варси-тапри». Кроме того женщины носили чуткъа-«чукI» с пришитыми на нем серебренными монетами. Женщины не имели права ходить перед мужчиной с поднятой головой и сидеть с ним за одним столом. Всю домашнюю работу выполняли женщины, а мужчины сидели на годекане «Кумаса».

Если жена не готовила обед или завтрак, то мужчина имел право избить свою жену. Женщины имели право выйти замуж только за одного мужчину, а мужчина имел право брать по 2-3 жен. При разделении наследуемого имущества мужчины получали в 2 раза больше, чем женщины, так как женщина считалась ниже мужчин.

Минарет «Бурайни»

Минарет «Бурайни» построен в 14 веке или 129 году по арабскому стилю, 4 братьями-лакцами, из Кази-кумухского ханства. Высота Минарета «Бурайни» 25 м., окружность в обхвате 10 метров. Минарет был построен для того чтобы мулла или кади могли сообщать жителям села время молитвы «Акбар», потому что часов в то время не было.. При чтении Акбара мулла должен был смотреть на юг. Чтобы подняться на вершину минарета внутри имеются каменные ступени соединенные со стеной. Башня сигнально-сторожевая XVIII века находится в северной части села; Годекан XVI век находится в центре села;

Праздники

В честь наступления весны и лета жители Худуца ежегодно устраивали праздник «Мурссела», от слова «Мурс» – веник. Девушки и женщины ходили за вениками, а мужчины их встречали на поле, организовали танцы, скачки, песни. После скачек все организовано выходили на майдан и дарили веники друг другу. На этот праздник приезжали гости из с. Дзилебки. Праздник продолжался 3 дня. За порядком следили надсмотрщик, т.е. «3ангарай» – колокольчик, потому что к нему был привязан колокол, чтобы от звука колокола присутствующие должны были соблюдать порядок и дисциплину. Для шуточных игр и забав были «хъярча» – мужчины одетые в порванную одежду с масками. Этот вид праздника существовал до 1938 года. Интересным номером на празднике был танец «Ярахъалла», где исполняли разные номера. В этом танце должны были участвовать все мужчины и женщины под особые мотивы.

Среди музыкантов прошлого века особо надо выделить зурнача Шихова Исмаила

Согласно преданиям, в прошлом Худуцинцы весной отмечали наступление Нового года. Это праздник называли «ЦIи дусла бар». В эту ночь рядом с селом зажигали большие костры. К этому празднику дети готовились заранее и между собой начинались состязания. Для этого дети из глины изготовляли шарики. В эти небольшие круглые шарики они втыкали стебельки сухих растений. Они напоминали ядро с фитилем и назывались «цIалипанами».

Для метания ядра – «цIалипана» изготовлялся сплетенный из шерстяных ниток пращ «хьурхьилитI» и два конца веревки. Вечером дети выходили на местность «мухъур» и разжигали большой костер. Соревнования начинались с наступления темноты. Сначала поджигали «фитиль». Он должен был тлеть. Потом «хьурхьилитI» привязывали к указательному пальцу, чтобы при метании он не вырвался из рук, а другой конец держали свободно.

Покрутив «заряженный» «хьурхьилитI» 3-5 раз над головой отпускали свободный конец. «ЦIалипан» вылетал из «дотика» описывая красивую светящую дугу. Кто метал дальше всех, тот и становился победителем.

Мифологические верования сельчан

Несмотря на то, что худуццы исповедуют мусульманскую религию довольно продолжительное время, а этот процесс продолжался с Х по ХIy вв., в их традиционной культуре сохранились следы домонотеистических зороастрийских верований. Источниками этих верований служат мифы, обычаи, обряды и.т.д. Как и многие горцы, они культивировали небесные тела и различные природные явления, в последующем обожествляли их.

Наиболее древними божествами худуцев были персонифицируемые небо, небесные светила – солнце и луна, ветер, гром и молния.

Стрелять в Солнце и Луну считалось грехом. С Солнцем были связаны определенные верования и табу. Так, запрещалось пускать солнечные зайчики в окна домов. Это расценивали как намек, что в этом доме живут женщины легкого поведения. Существовало также представление, что грешников убивает молния «цIайлапан». Иногда в адрес врага посылали проклятие типа – чтоб тебя ударила молния. В других случаях –шустрых детей называли молнией («цIайлапан»).

Как и другие горцы, худуццы весной отмечали праздник Первой борозды къел кагъни. Никто не имел права первым выйти в поле. Несколько раз собирались советы старейшин на годекане, чтобы решить кому доверить вынос плуга (дурац), кому поручить провести первую борозду. К празднику готовились заранее. В назначенный день все собирались на условленном месте и готовили специальное обрядовое блюдо «Халкла хинкI». Мужчины плотно поев и выпив, собирались в местности «Мухъур». Пахари одевались во все новое, чтобы урожай в будущем году был хороший. Быков выбирали тоже самых лучших. Во время следования к месту проведения борозды всем встречным раздавали треугольные лепешки (къяна), начиненные сыром и обмазанные смесью меда, топленного масла и толокна («хIяляхIяй», «чиббакала»), все сельчане начинали обливать водой пахарей и быков пока они не вымокнут полностью. Во время церемонии прокладки первой борозды на ярмо и рога быков надевали баранки «къучча», все собравшиеся приговаривали: «Баркат хайрилла дихаб», «Ванза-кьар дерхъаб», после чего этими баранками, одаривали победителей спортивных мероприятий, главным из которых были состязания по бегу и скачки на лошадях. После завершения борозды, все участники пахоты собирались у старшего пахаря и поздравляли его до конца дня, пели песни и танцы.

Затмение луны и солнца вызывали у сельчан страх, воспринимались как бедствие. С ними были связаны некоторые табу: при заходе солнца не разрешалось спать, считалось грехом стрелять в них.. Радугу в селе называли -Ццабла дирхьа («Небесная палка»). Считалось нежелательным прохождение под радугой. Верили, что человек, сумевший пройти под радугой, мог превратиться в животное. Когда при солнце вдруг начинал идти мелкий дождь, говорили, что «лиса справляет свадьбу» («куртали мехъ биркьу» «ккуртай хьунул акул»). Гром и молнию обозначали понятием къукъу-лямцI. Поражение человека или скотины объясняли ударом небесного огня («ццабла цIа кадатур»), они считали, что молния убивает грешника. Звуки грома происходят будто бы из-за грохота, который издавал небесный ангел, кативший муккур -каменный каток для укатывания крыши.

Существовали поверья, что в доме живет змея, ее называли Мулкла малгIун («Змея-хранительница собственности»). Ее представляли с узорами на спине обитающей в хлеву. Длина ее с два локтя и вреда человеку она не причиняет, но выдаивает молоко у животных находящихся в хлеву. Для предостережения от «домовой змеи» в разных местах хлева клали лепешки «къучни», обмазанные сверху жиром.

К демоническим персонажам мифологии худуццев относились джины – жиндри и шайтаны – шайтIанти. Имелось представление, что нечистая сила могла принимать облик людей. Полагали, что эти существа водятся на мельнице, в темных отдаленных помещениях, ущельях гор. Рассказывали, что некоторым людям джинны помогали поднимать большие тяжести, совершать неожиданные поступки. Так, худуццу Али джины помогли смолоть мешок муки и попросили его никому об этом не рассказывать. Долгое время жена Али выпекала из этой муки хлеб и готовила хинкал, но мука не иссякала. Однажды Али не выдержал и рассказал друзьям о случившемся и тут же мука исчезла. Существует поверье, что когда ребенок улыбается во сне, считается, что «это джинн заставляет его улыбаться, играя с ним». Верили также, что джинны могут украсть плод из утробы матери и якобы такое произошло с некоей Залихой.

Среди известных худуцев являются: Гамзатов М.У. – Герой России, Рабаданов Г.Б. – Заслуженный работник культуры РД, Расулов Д.А. – доктор сельскохозяйственных наук, Яхьяев М.-С. А. – доктор экономических наук, т другие.

В конце статьи надо отметить, что ежегодно уменьшается жителей села в связи с переселением в равнинные части.

В настоящее время в селе проживает 150 из 600 хозяйств. С уменьшением число жителей уменьшается количество учащихся в школе. С 1970 года средняя школа с контингентом 120 учащихся на 2010-11 учебный год в школе обучались 27 учеников, где работают 14 учителей.

4 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
01.11.2012

Статья содержит ряд серьёзный ошибок информационного и научного характера. Во-первых, согласно эпиграфическому памятнику, вмонтированному в сену старинного Худуцского минарета, аул Худуц был образован не в 709 году до нашей эры, а в 718 году хиджры, т.е. по мусульманскому летосчислению, что соответствует 1318 году по Григорианскому календарю. Таким образом, автор ошибся на более чем 2тысяч лет относительно времени возникновения села. Во-вторых, договор был составлен не в присутствии "Таркинского шамхала Амир-Шамхала", а в присутствии Казикумухского шамхала Ахсибара. В-третьих, относительно того, что "было принято решение отрезать от каждого ханства по I000 га земли" не существует никаких исторических свидетельств, т.е. это является домыслом, "фантазией" автора, не имеющей никаких научных оснований - об этом не сообщает ни надпись на стене Худуцского минарета, ни рукопись по истории села, до 70-х годов XX в. хранившаяся в доме сельского муллы Каримова Карима, ни какой-нибудь другой источник. В-четвёртых.... в общем ошибок очень много!!!

Валерий ... пишет:
02.11.2012

Ассаламу Алейкум Мурад! Если есть желание и свободное время можно поработать в плотную с Администратором относительно редактирования текста. Конечно желательно оставить те же самые разделы и т.д. И всёравно спасибо за комментарий по делу, может быть это тоже как вариант (для общения), вместо редактирования.

С уважением, Валерий!

03.09.2011

Действительно как село могло возникнуть в 709 г., тем более до н.э. Возможно 1709 г. и связано это с внешнеполитической деятельностью Казикумухского правителя Сурхай-хана. Тем более источники говорят о подчинении Худуца казикумухсмкими ханами наряду с Ашты и Кунки.

25.08.2011

Я не могу понять, как могло село образоваться в 709 году до нашей эры, когда его сформировали Уцмий Кайтагский и Казикумухский ханы, в то время не было в Дагестане уцмиев!

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru