Надмогильные памятники рассказывают…

0

Поделиться

25 Июл 2012 г.

Когда входишь на старое Тиндинское кладбище, невольно задумываешься. Сколько разных людей поглотила кладбищенская земля, сколько тайн сокрыто под слоем земли, сколько мужественных и сильных, трусливых и отважных, сколько алимов и безбожников унесли с собой тайну мироздания!

На территории кладбища рассеяно множество зияратов шахидов, погибших в Кавказской войне 1830-1860 годов. Скромные записи на могильных камнях говорят о тех, кто боролся за свободу родной земли. Их кости не лежат под этими памятниками. Они погибли совершенно в других местах: Аргвани, Буртунае, Генубе, Ашильте, Ахульго и во многих других местах Дагестана. Тиндинцы возвели эти зияраты, чтобы не забывали о героических подвигах предков. Тиндинские старожилы рассказывают, что таких памятников на старом кладбище были сотни. Разбушевавшаяся Тиндинка унесла множество памятников, теперь там осталось только 20.

Вот сразу после прохода по висячему мосту стоит полуразрушенный зиярат Аличумагомеда, погибшего во время осады Гуниба. По словам имама Шамиля, не было в его войске человека большей храбрости. Он не показывал спину врагу. Когда в Дарго Шамиль приказал отступать в Анди, он ответил: « Я пришел сюда не отступать, а победить врага». Когда другие отряды покинули поле боя, его отряд не отступил и нанес врагу сокрушительный удар. Главнокомандующий русской армии князь Воронцов тогда чуть не попал в плен.

На скальном уступе стоит другой памятник другого героя, погибшего в Аргвани — Бусаилава. Воспетый Тагиром Карахским: «Учинил там (под Аргвани — А.Г.) молотьбу офицерам царским тиндинский Бусаилав!».

При встрече с тиндинским джамаатом имам Шамиль сказал в 1853 году, что такие герои не умирают в сознании людей, их имена сохраняются на века. В судный день они придут к нам в белых одеждах и помогут войти в рай. Более 700 тиндинцев отдали жизнь в первой Кавказской войне.

На противоположной от старого кладбища стороне стоит величественное здание тиндинской мечети, как напоминание: «Мы тоже, как вы ходили по этой земле, но последний ваш дом здесь, не забывайте об этом…».

Тиндинская мечеть – чудо горного архитектурного строительства. В разные периоды она выполняла разные функции. Сначала она возникла как защитная крепость верхнего села Ахагьанла (Верхнее село). В нижней части мечети прорублена тайная дорога к воде. Здесь же, через ущелье, перекинут мост. Ночью окованные бронзой ворота закрывали проход в село.

Верхнее село состоит из основателей села. Оно было построено в середине II в.н.э. Тухумы, живущие там, называют себя «гьаччалъа». А дальше по крутым скалам на берегу речки — Нижнее село. Они переселенцы более позднего периода. Село делится на две части: Исила и БацIа бакьахъ. Исила — верхнее село, Гьикьиса — нижнее. Они часто враждовали. Есть в середине села и другая мечеть. Третья группа людей составляла военнопленные — лагъи. Ислам запрещает рабство. После принятия ислама она стала отдельной группой из тухумов села. Четвертую группу составляют люди, захваченные в соседней Грузии, их называют «хъазахъи». Тинди было самое крупное село в нагорном Дагестане. Тут сосредотачивалась судебная высшая власть — Идара. Сами себя тиндинцы так и называют: «идари».

Удивительна судьба строительства Джума-мечети в Тинди. Вначале оно было христианским храмом с языческим уклоном, местом жертвоприношения. В начале XIV века, после 40-летнего противостояния, тиндинцы приняли ислам. Дикие племена постепенно переходили от тьмы к свету, храм стал мечетью. Надписи на основе фундамента первого камня датируются 961 годам хиджры. Помещение, по-видимому, расширялось постепенно. Надписи на стене около дверей датируются 1227 году хиджры. Основание минарета — 1121 год. Одним из первых мусульманских ученых считается житель селения Хварши — Загъалав. В течение 20 лет он был имамом в мечети: 1830-1852 гг. Во время походов имама Шамиля в 1853 в августе уже упоминается другой имам: Дибирисулав. При нем начали составлять книгу описания событий, но она утеряна целиком.

Скупые, порою противоречивые, устные сообщения старожилов можно брать за основу исторического прошлого этой отважной народности нагорного Дагестана. Поскольку письменные источники отсутствуют, приходится по крупицам собирать устные материалы об историческом прошлом. Тиндинцы говорят на особом своем языке. До сего времени отсутствует алфавит этого языка. Но тиндинка — лингвист Патимат Магомедова составила и издала тиндинско-русский словарь.


Автор: Али Гаджимагомедов, учитель истории / Источник: "Дагестанская правда"
0

Поделиться

25 Июл 2012 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Тинди-шагьар

    К месту будет вспомнить старую дагестанскую притчу на тему Родины. Хан держал в своем дворце птичку в золотой клетке. Но ни изысканная еда, ни...

    Июн 2018 г.

  • Тиндинский хинкал под луковым соусом

    Социальный портрет современного дагестанского аула Тревожные симптомы Дагестанский аул, увы, с каждым годом теряет свое неповторимое лицо....

    Май 2011 г.

  • Одежда, кухня и жилище тиндинцев

    Селение Тинди расположено у подножья горы Адалло-Шухгэль, покрытой вечными ледниками и находящейся на правом берегу реки Кила. Тиндинцы...

    Янв 2011 г.

  • На туристских маршрутах

    …Гроза пришла неожиданно. Я сидел на опушке березового леса, фотографировал окрестности, а потом выбрал подходящую молодую березу и ножом...

    Сен 2010 г.

  • Там, где ты родился, – аул Тинди

    Да, конечно, глобализация – не миф и не фантазия упертых политиканов. Это эволюционный фактор конца ХХ и начала ХХI веков, вектор развития в...

    Фев 2010 г.

  • Аличул Магомед из Тинди

    Все дальше, в пласты веков, уходит от нас первая Кавказская война. Но времена наибов и воинов имама Шамиля не тускнеют в умах последующих...

    Окт 2009 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля