Односельчане.ru

Автор: Айдамир Мирзаханов, зам.директора Каспийского кадетского морского корпуса

Пиляки - горное село Кайтагского района, которое входило в магал Урчамуль.Ныне пиляки относится к Кирцикскому сельсовету. Расстояние между ними 3-4 км. Пиляки граничит с Табасаранским районом. Его северная широта 42 00, восточная долгота 47°51. Высота над уровнем моря 982 м.

Пиляки называют воротами шелкового пути. В живописных уголках расположились места Антила майдунти, Жалагьа, Антила хъата. Вокруг них - красивая, отличающаяся своеобразием природа. От села Пиляки расходятся в разные стороны тропы - в сады, леса, к альпийским лугам и родникам с холодной водой, селам Кайтага, выход к дорогам Уркараха. Уникальна природа вокруг Пиляки. Это одно из самых удивительных мест, своеобразная маленькая Швейцария.

По южной стороне, по соседству расположены селения Хурих и Пилиг Табасаранского района, с северной стороны- селение Бажлук, с восточной стороны- село Антил, с западной стороны- селение Кирцик.

В лесах Жалагьа растет очень редкий в природе вид растений, ценные породы деревьев, лечебные травы. С обеих сторон села- речки Антила къата и Гъерч/ичила къата.

С вершины горы Антила майдана открывается вид на город Дербент, Каспийское море и прикаспийскую долину. Здесь обитают волки, кабаны, медведи, лисы, зайцы и другие животные.

Пилякинцы всегда и везде отличались своим гостеприимством. Жители села Пиляки принимали пришельца с уважением и почтением независимо от этнической и конфессиональной принадлежности. В Пиляки, наверное, нет семьи, которая бы не имела своего кунака-друга семьи. Как правило, каждый пилякинец старался иметь кунака в других селах, районах и среди представителей соседствующих народов. Особенно ценили, дорожили куначеством, которое доставалось по наследству от деда ил отца к сыну.

История села Пиляки Кайтагского района уходит далеко в глубь веков. Надгробные памятники датируются тысячелетиями до нашей эры. По архивным данным село Пиляки возникло примерно более 400 лет тому назад.

Название произошло по некоторым данным, от слова пирахъаби нишал. Видимо, на месте села Пиляки был расположен священный Пир. Село несколько раз исчезало и вновь возрождалось. Первый раз все жители села умерли от голода. Второй раз на них напали казаки (къазакъи чих/абун, как говорили наши старики), и село было уничтожено. Сейчас село снова пустует, дома разрушаются на глазах. По мере развития городов, в целях благоустройства своей семьи, молодые жители села постепенно покинули свои домашние очаги. Они разъехались по разным уголкам нашей страны.

Наши земляки живут и трудятся в Москве, Сургуте, Ростове, Калмыкии, Ставропольском крае, Астраханской области, Санкт-Петербурге, Куйбышеве и разных городах и поселках нашего Дагестана.

Из среды пилякинцев выросла своя интеллигенция. Большинство успехов достигли они в развитии науки, культуры и других сферах деятельности.
Среди них доктора и кандидаты наук, заслуженные работники РД и РФ, которые работают как в Дагестане, так и за ее пределами. Из маленького села Пиляки вышли замечательные люди, в немалой степени прославившие Дагестан 1 доктор экономических наук, 1 доктор медицинских наук, 1 доктор физико-математических наук и 16 кандидатов наук разных профилей.

В годы Великой Отечественной войны полегло 14 пилякинцев, четверо пропали без вести. Вернулись с фронта восемь пилякинцев, и то раненые и инвалиды. Десятки пилякинцев - мужчины и женщины- приняли участие в создании оборонительных рубежей и сооружений противотанковых заграждений. Наши женщины также внесли свой огромный вклад в победу над врагом, отправляя фронтовикам теплую одежду, шерстяные носки и т.д. Школьники трудились наравне со взрослыми: работали на полях, косили сено, собирали картошку и кукурузу, пасли скот.Продолжали боевые традиции отцов и дедов наши земляки и после окончания войны.

Были участниками военных событий в Корее, на Кубе и в Афганистане. Сельская молодежь в тяжелые дни августа 199 года подтвердила свою готовность защищать целостность республики в составе России. Проявили мужество 6 участников антитеррористической операции по ликвидации незаконных вооруженных формирований.

Я очень хочу, чтоб нынешняя молодежь, молодые пилякинцы, помня о славном прошлом своего села, создавали достойное настоящее и думали о прекрасном будущем. Хотелось бы, чтобы наши пилякинцы подумали о том, как лучше возродить село. Занимались земледелием и животноводством.

В будущем Пиляки должно стать процветающим и перспективным селом Кайтагского района. Благоприятное географическое расположение создает большие возможности для дальнейшего развития сельского хозяйства.

1 комментарий (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
13.08.2012

\Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» Выпуск 12 - 2010 г. 14 УДК 93(471.67)

КАЙТАГ В ПЕРИОД АРАБСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ И

ЕГО ДОИСЛАМСКАЯСТОЛИЦА ЖАЛАГИ

Б. Г. Алиев, А. О. Муртазаев

QAYTAG AT THE TIME OF ARABIC CONQUEST AND IT’S

PREISLAMIC CAPITAL JALAGI

B. G. Aliev, A. O. Murtazayev

В статье рассматриваются вопросы, характеризующие роль и место Кайтага – одной из древних сильных и влиятельных политических структур Дагестана в период арабских завоеваний, который играл ведущую роль в политических процессах Дагестана и Северо-Восточного Кавказа на протяжении многих столетий. Автором делается попытка локализовать древнюю доисламскую столицу Кайтага.

The questions about a role and place of Qaytag are considered in the article. Qaytag was one of the ancient and powerful political structures of Daghestan, which played a leading role in political processes in Daghestan and North-Eastern Caucasus during many centuries. The author tries to locate the ancient pre-islamic capital of Qaytag.

Ключевые слова:

Кайтаг, Хайдак, арабы, столица, поход, Дагестан, Джаррах, титул, правитель.

Keywords:

Qaytag, Haydak, The Arabs, capital, march, Daghestan, Jarrakh, title, ruler.

Как известно, в истории Хайдака (Хамзин, Хайдан, Хайзан) – одного из раннефеодальных государств Дагестана, как и в истории многих других государств, разновременно было несколько резиденций правителей (столиц). Перенос резиденций был связан с определенными внутренними и внешнеполитическими факторами, конкретными историческими событиями. К сожалению, не обо всех аспектах данного вопроса мы располагаем письменными сведениями, что в какой-то мере дополняет историко-этнографический материал. Но известно одно, как об этом говорят имеющиеся письменные свидетельства: до начала арабских завоеваний столица Хайдака находилась в равнинной части государства – Нижнем Хайдаке.

Сведения арабских авторов показывают, что в период арабских завоеваний и распространения ислама в Дагестане Хайдак активно выступал против арабов. В середине VII в., подчинив своей власти Восточное Закавказье, арабские войска двинулись в Дагестан. Согласно утверждениям «одного из выдающихся историков своего времени», ал-Белазури (820–892 гг.), которому принадлежит сочинение «Китаб футух ал-булдан» («Книга завоеваний стран»), посвященная арабским завоеваниям от Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» Выпуск 12 - 2010 г. 15

Мухаммеда до IX в., в середине VII в. жители Хайдака и других владений Дагестана заключили мир с арабским военачальником Салманом [1].

Начало VIII в. характеризуется усилением арабской экспансии на западное побережье Каспийского моря. В «Дербент-наме» сообщается о нашествии на Хайдак арабских войск во главе с Абу Убейда Джаррахом в 722/723 г. После разгрома Хайдака Джаррах возвратился с добычей в 12 тысяч голов крупного рогатого скота и овец, 12 тысяч туманов золотом и серебром и 700 пленных хайдаков [2]. В другом списке «Дербент-наме», изданном известным лингвистом, академиком Ю. Клапротом в 1815 г., сказано, что когда Джаррах пригласил к себе правителей Табасарана и Каракайтага и предложил воевать против хазар, то «глава одного племени лезгин известил» хазар об этом походе. Разгневанный Джаррах отправил для наказания жителей 2 000 всадников в Каракайтаг и столько же в Ерси, Дюбек, Зиль, Дарвах, Хумайди, Керах, т. е. в Табасаран [3]. В тюркском списке «Дербент-наме», изданном в 1992 г. Г. М.-Р. Оразаевым, эти события даны так: «Абу Убейда (Джаррах) выделил из (своего) войска двенадцать тысяч человек и передал (их) командующему (сепах салар) правым флангом для сражения с Кайтагом и разорения его. Он приказал: ,,Детей и жен берите в плен, сражайтесь и опустошайте (Кайтак), однако до восхода солнца вы должны возвратиться ко мне”» [4]. Посланные войска «воевали в вилайете Кайтак, разграбили и опустошили его, привели (с собой) двенадцать тысяч (голов) скота, тридцать тысяч пленных мужчин и женщин» [5].

Разноречивость сведений не должна смущать нас. Они лишь дополняют друг друга и подтверждают жестокость завоевателей и непокорность им вопреки всему местного населения, о чем говорит и продолжение походов арабских завоевателей и в дальнейшем.

В VIII в. было предпринято еще несколько походов во внутренний Дагестан, в том числе в Кайтаг, наиболее крупные из которых были осуществлены под предводительством Масламы и Мервана.

В исторической литературе и в народных преданиях Маслама известен как Абу-Муслим. Но раннесредневековые авторы (ал-Белазури, ал-Йакут, ат-Табари, Ибн Асам ал-Куфи, Балами) приводят достоверное имя этого арабского полководца. Это Маслама ибн Абд ал-Малик, который в 107/725–26 г. заменил Саида ибн Амра ал-Хараши на посту правителя Закавказья по повелению Халифа Хашима. Он возглавил Северное наместничество Халифата в 81/709–710–113/731–32 гг. и активно участвовал в завоевательных походах арабов в Восточном Закавказье.

В 115/733–34 г. Маслама прибыл в Дербент. В одном из арабских списков «Дербент-наме», где описана его деятельность по исламизации Дагестана, говорится, что, укрепившись в Дербенте, Маслама распространил ислам в горном Дагестане. После совершения похода в Туман (Лакия) Маслама с войском пошел на «владение Кайтак. В битвах и сражениях он убил отважного (газанфар) кайтагского правителя. Он завоевал Кайтак, большую часть его населения обратил в ислам, назначил с них ежегодно харадж». Далее в источнике сказано, что Маслама «назначил правителем (Кайтака) одного человека по имени Хамза (в списке, изданном Казембеком, – Амир-Хамза. – Б. А. и А. М.) из числа своих людей» [6].

Правителю Дербента Маслама приказал «брать харадж с Кайтака, Табасарана и Гюбечи» [7] (Кубачи. – Б. А. и А. М.). В списке «Дербент-наме», изданном Казембеком, далее сказано: «Пусть Масум, Амир-Хамза и народы всего Дагестана и Гюрджистана до Дешт-и Кипчака повинуются и будут поставлены Шахбалу – Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» Выпуск 12 - 2010 г. 16

правителю (хаким) Кумуха» [8]. Правитель Хайдака Амир-Хамза и майсум Табасарана должны были с войском выходить на помощь поставленному арабами правителю Кумуха – Шахбалу.

В указанном выше сообщении «Дербент-наме» о походе в Хайдак правитель его назван отважным (газанфар). В «Тарих-Дагестан», составленном в начале XIV в. Мухаммедом-Рафи, описанные события и титул правителя Хайдака даны по-другому. Здесь сказано, что мусульмане, после того как хитростью победили многочисленное войско дагестанцев и хазар, «продолжили свой войны… Они разорили Хайдак и предали смерти, из числа храбрых и мужественных князей неверных, главу этого владения, который назывался Газанфар ал-Гаррар (пожирающий лев). И взяли они в плен их жен и детей и, предав смерти их родственников и покровителей и разграбив с помощью бога все их имущество, они сами поселились в этих странах в спокойствии и радости. Престол их владения занят был одним из потомков Шейх-Ибрагима, а именно Абд-Исхан-Амир-Джуфан, сыном Милли-Бега. Он был первый отмеченный властью государь в стране Хайдак. Он построил там много красивых, многолюдных и восхитительных селений и избрал для царской резиденции своей крепость Фериш, который расположен на скалах в долине, вбилизи реки» [9].

Источники не говорят, какой населенный пункт был резиденцией правителя Хайдака до прихода арабов и что это за крепость – Фериш, куда перенес свою резиденцию новый правитель. Единственным источником, указывающим, какой населенный пункт был резиденцией правителя Хайдака до прихода арабов, является «История Каракайтага», опубликованная сначала (1986 г.) А. А. Исаевым (один из списков последней он нашел еще в 1977 г. в даргинском селенье Чираг Агульского района), а второй раз (1993 г.) Т. М. Айтберовым и А. Р. Шихсаидовым. Но имеется еще ряд списков данного сочинения. Во всех них изложены практически одни и те же события, и поэтому изданный в 1993 г. список назван «История Каракайтага». Здесь сказано, что после убийства местного султана Газанфара эмиром Кайтага стал Ханмухаммед, сын Султанахмеда, потомок Гамзы ал-Араби. Он выдал свою дочь за Масумбека, Эмира вилайата Табасаран и его покровителя. Сам же вступил в брак с его дочерью после того, как жители того вилайата приняли ислам [10]. Как говорится далее в источнике, «в вилайате Хайдак ,,он” построил многочисленные селения, а до того на горе, над их селениями [у них] был громадный город, называемый Джалаги» (Жалагъи. – Б. А. и А. М.) [11].

В списке, изданном А. А. Исаевым, эти слова даны так: «Этот город находился на окраине (верхней границе) их селений» [12]. Однако ни в одном списке сочинения нет сведений или указаний о том, что это была за крепость – Фериш, куда перенес свою резиденцию новый правитель Хайдака. Профессор Р. М. Магомедов, анализируя приведенный выше источник, утверждал, что Амир Чупан, поставленный арабами во главе Хайдака, перенес столицу в Кала-Корейш. О бывшем до него правителе Хайдака Р. М. Магомедов писал, что это был местный правитель, «прозванный, по преданию ,,пачахом” (т. е. царем) Кайтага. Будучи правителем Кайтага, он имел местопребывание в городе Жолаги, позже до основания разрушенном арабами» [13].

Действительно, если исходить из сведений Мухаммеда-Рафи о местоположении новой резиденции правителя Кайтага, поставленного арабами («на скалах в долине, вблизи реки»), – это Кала-Корейш, хорошо укрепленное место, где уже был населенный пункт, известный у населения под названием «УркIмудцIи» или «УрцIмуцIи». Он был переименован в Кала-Корейш (крепость курейшитов). Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» Выпуск 12 - 2010 г. 17

Согласно сведениям, собранным нами в различных селах Кайтагского района Дагестана (Карацан, Варсит, Кирки, Кирцик, Пиляки, Бажлук, Шиланша и т. д.), резиденция правителя Хайдака Газанпара (Казанпара) действительно называлась Жалагъи; его самого называли и «пачахом», и «шахом», и «талканом» (князем), а Жалагъи – «шагьаром» (городом), что указывает на большие размеры населенного пункта, о чем сказано и в цитируемом выше источнике («громадный город»).

По сведениям, собранным Р. М. Магомедовым, в Жалагъи насчитывалось не менее 3 000 хозяйств [14]. Исследования, проведенные нами и другими дагестанскими учеными (Р. М. Магомедовым, А. Р. Шихсаидовым, А. А. Исаевым и т. д.) на месте расположения города, подтверждают это. Территория площадью более 50 гектаров, которая тянется на 9 км от фермы табасаранского селенья Хюрик и «мельницы Рамазана» до местности «Архбацци» и «ХьанцIай» Ирчамульского общества, называется «Жалагъант» (жалагинцы). Здесь и находился город Жалагъи. Рассказывают, что раньше был «рагъам» (т. е. летопись или хроника), составленный кишинским кадием, где говорилось, что в Жалагъи жил местный феодал, «легендарный богач» по имени Казанап (Казанпар). Это был жестокий человек. В его собственности находилось много земель и богатства. Он имел земли и на равнине, в местности «ХIямайдан къадди» (в районе Геджуха), где сеял зерно и разводил виноград. Это подтверждается и в упомянутой выше «Истории Каракайтага», говорящей о том, что «прибыль» для жителей Жалаги и «их работа были на равнине».

Согласно одной версии, город погиб от голода, по другой – был уничтожен вместе с «талхъанами» ирчамульцами, не вынесшим издевательства. Но все это народная традиция.

В результате обследования местности «Гъалмацци гIянцей» нами был обнаружен ряд надгробных памятников XIII–XV вв. Раньше в местности «Хярбала муза» (кладбищенский холм) находилось кладбище. В ряде мест имеются кучи камней, а также контуры и остатки домостроений. Согласно сохранившимся сведениям, раньше рядом с источником воды в местностях «Гъамалацци гIянцей», «Къаркъала гIянцей», «Гарчи-гатте», «Гулгечи», «ХьанцIай» и других находилось несколько поселений. В состав «Жалагъант» входило и поселение «Гъадагъла ша» (селенье Гъадаги). Нижний участок территории «Жалагъант» и ныне называется «Жалагъала Гъадагъала ша» (жалагинское село Гадаги). И ныне в составе Кайтагского района имеется селенье Хадаги – одно из древнейших селений, упоминаемых в составе Кавказской Албании.

Вся эта территория представляла собой хорошо охраняемое, укрепленное и труднодоступное место. Согласно сообщениям старожилов, в местности «Гараж гIянцей» находились огромные каменные ворота – главные ворота города. Рассказывают, что скрип их якобы был слышен даже в селенье Кубачи.

Все вышесказанное дает основание предположить, что под городом «Жалагъант» имелись в виду жители не только одного населенного пункта, но их целой группы, находившейся под управлением одного феодала-правителя, и данное название могло возникнуть от названия столичного города Жалагъи. «Жалагъант» – это собирательное название, означающее «общество Жалагъи», «население Жалагъи», «жители Жалагъи».

Как писал Р. М. Магомедов, «предки нынешних жителей Пиляки, а также сс. Пилиц, Чинаби и отчасти – с. Карталай, населяли обширное селение Жалагха» [15].Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» Выпуск 12 - 2010 г. 18

Из приведенного также видно (исторические предания подтверждают и дополняют сведения письменных источников), что владетелем Хайдака в период арабских завоеваний был Казанпар. И вполне возможно, что он погиб именно в борьбе с мусульманами, в результате были разорены и разрушены Жалагъи и другие населенные пункты Хайдака, после чего здесь начался голод. Существует предание о надписи на некоторых памятниках в районе бывшего Жалагъи, гласящее, что хозяин шашки и ружья обменивал их на то количество зерна, которое наполняло ствол ружья и ножни шашки. Как писал Р. М. Магомедов, «это предание достаточно выразительно иллюстрирует степень бедствия, постигшего жалагинцев. В конце концов, жители этого огромного селения разбрелись в поисках спасения, и оно перестало существовать» [16].

Если верить всем приведенным сведениям, арабский полководец Маслама не только подчинил в первой половине VIII в. Дагестан и распространил здесь ислам, но и назначил правителей в различных его частях, среди которых был и Амир Гамза, ставший правителем в Хайдаке. Как считает А. Р. Шихсаидов, «Маслама действительно предпринял попытку насадить ислам в Кайтаге, Зирихгеране, Кумухе, Южном Дагестане и, возможно, добился здесь определенных успехов» [17].

Именно временных успехов добивались арабы при каждом походе в Дагестан. Поэтому и совершались сюда новые военные выступления. Один из последующих походов, предпринятых в 30-е годы VIII в., возглавил крупный арабский военачальник Мерван ибн Мухаммед ибн Мерван – двоюродный брат халифа, который затем сам стал последним халифом (744–750 гг.) из династии Омейадов. С 732 г. по 739 г. в Дагестан было совершено 6 походов, [18] несколько из них в Хайдак. В 120/737–38 г. Мерван прибыл в Дербент. По сведениям арабского историка Ибн ал-Асира (1160–1234 гг.), в 739 г. крепость Хамзина (Хайзана) целый месяц оказывала сопротивление арабам [19]. Еще раньше другой историк, ал-Белазури, писал, что Мерван в Хамзине «сжег и разрушил [все, что мог], сражался с жителями его, истребил великое множество их» [20]. Как и на другие владения Дагестана, на Хайдак Мерван наложил харадж в пользу жителей Дербента. Согласно «Дербент-наме», он «от Кайтака назначил пятьсот рабов, двадцать тысяч мерок зерна» [21]. Их дербентцы лишились в 1064 г., когда Ширван захватил у них Маскат и «оттургнули его, отделил также крепость» (Дербент) [22].

Многократность походов в одни и те же места, в том числе в Хайдак, при Мерване являлась свидетельством ничтожности итогов и предыдущих походов арабов, возглавляемых Масламой. Об этом говорят сведения арабского автора первой половины X в. ал-Истахри, писавшего, что к Дербенту прилегают «разные страны кяфиров» [23]. Ибн Руста в начале Х в. отмечал, что царь Хайзана (Хайдака) Адзарнарса исповедовал три религии (христианство, иудейство и мусульманство): «По пятницам он молится с мусульманами, по субботам – с евреями, а по воскресеньям – с христианами. Всем, кто посещает его, он объясняет, что [представители] каждой из этих религий зовут [людей] в свою веру и утверждают, что истина в ней и что всякая другая религия, кроме их собственной, несостоятельна, поэтому я и придерживаюсь их всех, для того чтобы достигнуть истины всех религий» [24].

К началу IX в. в источниках уже нет известий о походах арабов в Дагестан, что связано с ослаблением и последовавшим за этим политическим упадком к концу IX – началу X в. Арабского халифата. Именно после этого (X–XI вв.) Хайдак, как одна из сильных государственных единиц Дагестана, постоянно фигурирует в политических Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» Выпуск 12 - 2010 г. 19

событиях, связанных с Ширваном и Дербентом.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Белазури. Книга завоеваний стран / текст (араб.) и перев. проф. П. К. Жузе. Баку, 1927. С. 5.

2. Шихсаидов А. Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII–XV вв.). Махачкала, 1969. С. 104.

3. Там же. С. 88.

4. Мухаммед Аваби Акташи. Дербент-наме / пер. с тюрк. и араб. списков, предисл. и библиогр. Г. М.-Р. Оразаева и А. Р. Шихсаидова. Махачкала, 1992. С. 58.

5. Там же. С. 59.

6. Там же. С. 66–67.

7. Там же. С. 68.

8. Там же. С. 67.

9. Извлечение из истории Дагестана, составленное Мухаммедом-Рафи // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1871. Вып. 5. С. 20.

10. Исаев А. А. Из истории освободительной борьбы в средневековом Кайтаге // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. Махачкала, 1986. С. 46.

11. Шихсаидов А. Р., Айтберов Т. М., Оразаев Г. М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993. С. 154–155.

12. Исаев А. А. Указ. соч. С. 46.

13. Магомедов Р. М. Памятник истории и культуры даргинцев XVII века. Махачкала, 1964. С. 6.

14. Магомедов Р. М. Дагестан: исторические этюды. Махачкала, 1975. С. 259.

15. Там же.

16. Там же. С. 260.

17. Шихсаидов А. Р. Указ. соч. С. 97.

18. Там же. С. 99.

19. Ибн ал-Асир. Тарих ал-Камиль. Баку, 1940. С. 32–33.

20. Белазури. Указ. соч. С. 18.

21. Мухаммед Аваби Акташи. Указ. соч. С. 71.

22. Там же. С. 81.

23. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1895. Вып. 38. С. 98.

24. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X–XI веков. М., 1963. С. 220.

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru