Односельчане.ru

Цветковка

5 комментариев (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
muslim dubaev пишет:
05.06.2011

Сегодня в официальном справочнике и в государственных документах нет такого народа, такой нации и такого языка, как чамалинцы. Потому нас - чамалинцев соотнесли к аварцам.

У чамалинцев есть своя биография, своя история, своя боль. Впрочем, это вполне относится и багвалинцам, и тиндинцам, и андинцам, и цезам, и каратлинцам, и всем другим бесписьменным народам Дагестана...

Исторической общностью людей (народа) является род (родовая община), племя, народность и нация. Как все народы и чамалинцы прошли эту стадию развития общества.

Ученые - обществоведы пришли к общему мнению, что нация складывается только в буржуазном обществе, что главной в критерии образования нации является развитие товарно-денежных отношений.

Многие обществоведы и философы утверждают, что: «... Нация это устойчивая большая группа людей, имеющая свою территорию, свой язык, свой культурно - психологический уклад, экономику и общее прошлое».

Следовательно, по мнению учённых, для нации необходимы следующие черты (признаки):

1. Большая группа людей

2. Территория

3. Свой язык

4. Свой культурно- психологический уклад

5. Своя экономика

6. Своё единое - общее прошлое.

Имеют ли чамалинцы вышеуказанные черты - признаки?

I. большая группа людей:

Официальные данные и численности населения чамалинцев в период царской администрации и в последующих периодах в официальных документах отсутствуют.

Научный работник ДНЦ РАН П.Т. Магомедова пишет: «...В Дагестане чамалинцы проживают 22-х населённых пунктах Цумадинского района, составляющих семь сел: В/ Гаквари, Н/ Гаквари, Агвали, Ричаганих, Гадири, Гигатли. В Чеченской республике чамалинцы живут в восьми населённых пунктах Шатойского района. ... Чамалинцы проживают и в равнинной части Дагестана - в муцал - ауле, Теречное, Байрам аул - это в Хасавюртовском районе, Нечаевка и Комсомольское Кизилюртовского района, Бороздиновская, Ясная поляна, Серебряковка, Цветковка, Хуцеевка Кизлярского района, а также на кутанах чамалинских сел. Определённая часть чамалинцев населена в городах Дагестана и других регионах России».

( См. Т.Т. Магомедова « Чамалинско - русский словарь», стр.13)

II. Территория.

Чамалинцы занимают крайний запад среднего Дагестана (по склонам левобережья реки Андийского Койсу) и юго-восточную часть Чеченской Республики (по южному скату Андийского хребта в долине реки Кенхинка. Такую территорию чамалинцы занимают в настоящее время).

До двадцатого века территория чамалинцев доходила до границы Грузии и в глубь горной части Чечни. Сохранился любопытный документ:

«Из ведомости прошения, по данным в приезд его императорского величества в 1871 г по Кавказу туземцам» 1872 г.

«Общество сел Гигатли Андийского округа «Просит о признании их собственностью земли деревни Хелит»

( См. « Феодальные отношения в Дагестане», стр. 280.)

Село Хелит находится на границе с Грузией, в глубь горной части Чечни. На территории чамалал имеются, почти, все географические пояса: пояс вечной мерзлоты (скально-осыпной ланд), горно-лесостепной пояс, зоны пустынной или полупустынной. На территории чамалал имеются уникальные водопады, такие как Гакваринский водопад, ричаганихский водопад. На территории чамалал самая высокая точка - «KIocca гъуни». Из высоты «KIoca гъуни». Можно видеть ночные светящие лампочки на улицах Грозного.

И последнее: надо понимать территория одна из точек

планеты.

III. Свой язык.

Ученые философы утверждают, что в Дагестане 30 (тридцать) языков, 21 из них - бесписьменные и число носителей каждого из них колеблется от трех- четырех сот человек до несколько сот тысяч.

Носителем бесписьменного языка ученые - лингвисты считают и чамалинцев. Чамалинский язык относится авароандоцезской группе дагестанских языков. В XX - и начало XXI века география носителей чамалинского языка расширилась. В настоящее время носители чамалинского языка проживают не только в Цумадинском р-не, но они проживают в чеченской республике, в Хасавюртоском, Кизилюртовском, Кизлярском и других районах и городах республики Дагестан, а также во многих регионах России.

Чамлинский язык имеет два диалектика: Гакваринский и гигатлинский. Большинство чамалинцев придерживает гакваринский диалект. В условиях интенсивной миграции населения трудно установить точное число говорящих на чамалинском языке.

Первые сведения по чамалинскому языку приводятся в трудах Р. Эркерта и А. Дирра, а также в монографии А. А. Бакарева. Была попытка написать грамматику чамалинского языка у кандидата филологических наук 3. Мамадбековой.

В связи с скоропостижной кончиной 3. Мамедбековой, работа над грамматикой чамалинского языка осталась незавершенной.

IV. Свой культурно - психологический уклад.

Письменных источников о культуре и быте чамалинцев в прошлом скудны. У всех чамалинцев был единый культурный уклад в одежде, быту, в пище и других укладах жизни. Культура поведения чамалинцев была основана на морально - нравственных (яхI-намус). Бережное, уважительное отношение к старшим, детям, беспомощным, больным, женщинам являлось духовной ценностью чамалинцев.

У чамалинцев были искусственные мастера по художественной резьбе по камню и дереву.

Мастера-чамалинцы украшали архитектурное сооружение интерьера жилья и надмогильных стель. Прекрасные мастера резьбы по камню были в селах Кенхи, Гигатли - Урух.

О культуре и быте чамалинцев в прошлом ценным материалом - письменным источником является работа известного ученного-тарикатиста Абдурахмана из Гази- Кумуха.

В 1862 году в Тифлисе была печатана книга Абдурахмана из Гази - Кумуха. «Воспоминания». Чтобы реально представить прошлое о жизни и быте чамалинцев, сокращенно привожу статью из книги чамалинец:

«...Селение чамалинского общества Гигатли, Гаквари, Агвали...» Селения эти построены на возвышенностях из камней, как и многие, села Дагестана. Земля их плодородна, с сочными лугами и обильными хлебами. Климат умеренный, здоровый для организма, за исключением села Агвали, где климат жаркий из-за расположения его в глубоком каньоне. Здесь жарко и быстро созреют фрукты.

Как и у народов Дагестана, так и у чамалинцев развито устное народное творчество. Чамалинцы имеют свои легенды, преданий, сказаний. В каждом чамалинском ауле бытуют памятники устного народного творчества: это исторические песни, сказания, отражающие реальные события прошлого, очень много преданий, легенд, сказок, пословиц и поговорок. Однако памятники устного творчества (легенды, сказания, песни преданий) не собраны единое целое, не систематизированы. Это большая проблема в культурном наследии чамалинцев.

IV. Своя экономика.

До начала XIX века в чамалинском обществе происходит процесс постоянного развития феодальных отношений, укрепляются экономические процессы, начавшиеся в предшествующие века, обусловленные развитием производительных сил и социальных отношений.

Важное место в экономике и в хозяйстве чамалинцев занимало земледелие, скотоводство и определенную роль сыграла и торговля.

Для развития земледелия и скотоводства имели благоприятные географические, прежде всего почвенное - климатические условия.

В результате многовекового упорного труда чамалинцы выработали поучительный агротехнический опыт, в частности ими создана интенсивная террасная культура, которая сочеталась с обработкой каждого клочка земли пригодного для земледелия.

Основными зерновыми культурами, которые выращивали чамалинцы, явились пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза.

Важной отраслью земледелия у чамалинцев являлось садоводство и виноградарство. Садоводство и виноградарство носило товарный характер. По этому джамааты были заинтересованы в получение максимальной прибыли от садоводства, для чего вводили строгие порядки ведения садоводческих работ. Например, в сел. Гигатли запрещалось собирать урожай в саду до специального разрешения сельского джамаата.

Наряду с земледелием у чамалинцев было развито и скотоводство.

Наличие крупного и мелкого рогатого скота указывают архивные материалы.

Согласно по семейным спискам 1886 г, мы располагаем данными по отдельным селением чамалинского общества. Так, например, Гакваринское сельское общество, состоящее из 300 сот хозяйств, всего ими: 34 лошади, 700 волов, 200 ослов и 9 тысяч овец;

Гигатлинское сельское общество - 199 хозяйств, имело 90 лошадей, 250 волов, 700 коров, 7 тысяч овец;

Гадиринское общество - 121 хозяйства, имело 50 лошадей, 100 валов, 200 коров, 50 ослов, 4 тысяч баранов.

Кенхинское общество - 113 хозяйств, имело 100 лошадей, 250 волов, 400 коров, 200 ослов, 5 тысяч баранов.

(см. «ЦТА ДАССР. Ст. 21. оп. 5, ед.хр. 111, л. 359, 463, 204»).

Следовательно, 4 села имело:

Лошадей - 274- голов

Баранов- 25 тысяч голов

Волов 1300 голов

Чамалинское общество в конце XIX века имело 32 водяных мельниц.

Выше изложенный материал дает нам возможность проследить, какие успехи имели чамалинцы в развитии скотоводства и его форм в хозяйстве и экономике чамалинцев.

Все более растущая потребность в одежде, в жилье, предметах домашнего обихода и в новом сельскохозяйственном инвентаре способствовали развитию домашних кустарных промыслов чамалинцев. В XIX в чамалинском имеет XIX.

В обществе началось образование ремесленных и кустарных центров, где изготавливали товар - для продажи и обмена с соседними селениями и в Чечне.

Наличие огромного количества овец способствовало развитию шерсть обрабатывавших промыслов. Из шерсти производились различные сукна, паласы, чансы, хурджины, шерстяные носки, обувь, веревки и. т. д.

Таким образом, в чамалинском обществе еще в среднее XIX века развивалась мануфактура. Были определённые успехи в области торговли. Чамалинские села имели устойчивые торговые связи с Чечней, успешно развивалось товарно-земельные отношения.

Вывод: В экономическом отношении чамалинцы были независимыми.

VI. Общее прошлое чамалинцев.

Чамалинцы имеют свою общую единую историю. Единство чамалинцев укрепляется при исламизации.

До сих пор между учеными - историками нет единого мнения и единой концепции: когда народы Дагестана приняли ислам и кто является инициатором распространения ислама в Дагестане. Одни учёные говорят (это Гайдарбек Гинучинский), что ислам в Дагестане возник в восьмом веке, другие учёные (это Расул Магомедов и другие), что ислам в Дагестане возник в XII веке, третьи утверждают, что ислам в Дагестане утвердился XIV-XV вв. Отсутствует единого мнения: кто пришёл первым в Дагестан с исламом.

Р. Магомедов в своей работе «Хронологии истории Дагестана» утверждает, что Суракъатхан, восседавший на троне Хунзахского ханства, сопротивлялся проникновения ислама в Дагестан, боролся против Абдулмуслима шейха, что Абдулмуслим шейх пришёл в Дагестан в начале XII века. Мы точно знаем, что первую мечеть в Дагестане была построена ещё в восьмом веке, т. е. 733-735 гг. Это не значит, что ислам был распространен в Дагестане в восьмом веке. В горной части, возможно, ислам был распространен позже.

Первым проповедником ислама в чамалинском обществе был Гьанжук Лифижун (Гьанжук из Египта).

Когда чамалинское общество приняло ислам Хунзахский хан Суракъат (он был христианином) совершил несколько походов против чамалинцев с целью ликвидации ислама.

В защиту от Сураката чамалинцы построили военный городок - крепости «Ичихъала». Инициатором строительства крепости «Ичихъала» - (в переводе на русский язык означает «Тревожный городок») был предводителем чамалинцев Бачухан. Защитниками «Ичихъала» были мужественные наши предки чамалинцы. Защищая ислам, все защитники крепости пали смертью храбрых против полчищ Суракаъат хана. Памятником героической борьбы чамалинцев пропив врагов ислама, остались кладбище шахидов и высокая башня крепости Ичихъали.

С запада чамалинцам угрожали грузины - азнауры. С целью защиты от грузин азнауров чамалинцы построили оборонительные сооружения, крепости. В последствии там возникло село Кенхи. В настоящее время сохранились остатки укрепительных сооружений на территории нынешнего Кенхи. Когда в средние XVIII века Надиршах угрожал дагестанцам, чамалинцы встали на защиту и воины-чамалинцы мужественно воевали с полчищами Надиршаха. В народной памяти остались такие строки:

«Гьанже гIандаллъиялъ ахIи тIамула,

диналъул вацазде магIарулазде

Багвалал, чIамалал, КIаралал, ТIиндал

Аман-мададилан тIаде щваилан.»

Dag Karatinski пишет:
04.11.2015

У Каратинцев тоже самая проблема. Нам насаждают комплекс неполноценности, якобы мы малочисленные народы и поэтому должны исчезнуть ассисилируясь под аварцев. Нас спасет только официальное признание в Дагестане как конституционные народы на ровне с признанными 14 конституционными народами Дагестана. Поэтому необходимо быстро добиться признания наших народов и создания письменностей нашим языкам, чтобы в школах учили свои родные языки, а не аварский.

muslim dubaev пишет:
01.06.2011

Бейтемиров С.-А. В "Огненной купели" сведения о кенхинцах в обороне брестской крепости

1. Гасанов Муртазали

Сел. Кенхи Шатойского р-на. Кенхинец. Служил в 44-м стрелковом полку рядовым. Погиб в крепости (сведения участника Брестской обороны С.-А. Бейтемирова).

2. Исмаилов Сулейман

Сел. Кенхи Шатойского р-на. Кенхинец. Служил в 333-м полку. Пропал б/в (сведения С.-А. Бейтемирова).

3. Салимов Анаб

Сел. Кенхи Шатойского р-на. Кенхинец. Рядовой 125-го стрелкового полка. Пропал б/в (сведения С.-А. Бейтемирова). Салимов Анаб перед войной был дома в отпуске и уехал обратно 11 июня (сведения с/с, С.-А. Бейтемирова и родных Алибулатова).

4. Алибулатов Шихабутдин

Сел. Кенхи Шатойского р-на. Кенхинец. Служил рядовым в 333-м стрелковом полку.

muslim dubaev пишет:
22.05.2011

Аварцы (чамалалы) оснавная ниция в селе, переселенцы горного района ЧР с с. Кенхи.

История основания села Кенхи уходит в прошлое, в стародавнее время, и теснейшим образом связана с общей историей аварского и чеченского народов. Впервые это село упомянуто среди сел, входящих в состав Аварского ханства, владетелем которого был Умма-хан, в 15-16 веках. Село находится в верховьях реки Шаро-Аргун на высоте 2800 метров над уровнем моря и тянется вдоль ее притоков на расстоянии 9 км в сторону с. Гигатли Цумадинского района Республики Дагестан.Основателями села являются представители рода Корабали из села Цумада Цумадинского района Дагестана. Впоследствии село заселяли представители 8 родов Ботлихского, Цумадинского районов Дагестана, Итум-Калинского района ЧР и Грузии.

Языком общения кенхинцев является чамалинский диалект аварского языка. Родным языком в школе является аварский язык.

За многовековую свою историю кенхинцы создали богатую материальную культуру, к числу которой относятся поселения и жилища. Совершенствуясь из поколения в поколение, культура жилищного строительства кенхинцев вобрала в себя все лучшие традиции многих поколений дагестанских и чеченских мастеров и строителей.

Наиболее яркой и выразительной частью материальной культуры жителей Кенхи является одежда. Пища кенхинцев строго зависит от хозяйственно-экономической деятельности населения. Основными продуктами, идущими на приготовление пищи у кенхинцев, были и остаются продукты земледелия: мука пшеничная, ячменная, овсяная, ржаная, кукурузная. Другая важная отрасль хозяйства, от которой получали и получают продукты питания, является животноводство. Самым распространенным и любимым из блюд являются хинкалы с мясом. Богато село Кенхи своей культурой, которая вобрала в себя все лучшее дагестанского и чеченского народов.

В 1937 году, с началом коллективизации сельского хозяйства, был создан колхоз. Много было в селе колхозников-ударников, а Галбац Магомаев был делегатом Всероссийского съезда колхозников в городе Москве.

В Великой Отечественной войне из селения Кенхи участвовали около 80 человек. 38 участников войны сложили головы на полях сражений. В 1980 году, в ознаменование 35-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне и памяти павшим односельчанам, в Кенхи был воздвигнут памятник, на котором золотыми буквами высечены их имена.

Авторами этого памятника являются местные учителя: Омарасхаб Хужатулаев, Магомед Дубаев, Халид Ибрагимов (ныне покойный).

В настоящее время лишь один участник этой войны жив – это Магомедов Абдула. Постановлением Правительства ЧР одна из площадей с. Кенхи названа его именем.

На территории села Кенхи функционируют 3 средние школы, 2 библиотеки, 2 клубных учреждения, Аварский культурный центр, участковая больница.

Мы,кенхинцы, гордимся своими земляками: Алигаджи Абдулаевым – доктором медицинских наук, известным кардиологом, профессором; Хавой Ражабовой – заслуженным учителем РД; Сагират Сулеймановой – заслуженным врачом РД; Юсупом Сулеймановым – отличником просвещения РСФСР, обладателем гранта Президента РФ по МПО; Агамирзой Алимирзаевым – федеральным судьей; Магомед-Загидом Дубаевым – полковником ВС.

muslim dubaev пишет:
22.05.2011

Цветковка — село в Кизлярском районе Дагестана. Центр Цветковского сельсовета. Расположена в 14 км к северо-востоку от города Кизляр, на трассе Кизляр - Брянск.

Бывшее русское село. Основано в 80-е годы XIX века русскими переселенцами из центральних губерний России. С 70-х годов XX века в село начинают переселятся жители горных районов. По переписи 1989 года основной нацией в селе значатся аварцы.

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru