Односельчане.ru

Автор: Зейнаб Магомедова, к.и.н., м.н.с., ОВ ИИАЭ ДНЦ РАН

Курах-дере – это одна из красивейших частей центрального горного Дагестана, расположенная в бассейне реки Курах-вацI, между Самурским и Калухдагским хребтами.  Большая часть территории занята горами – неприступные заснеженные вершины, головокружительные горные кручи пересекаются живописными склонами и лугами. Само селение Курах расположено в окружении гор. К юго-западу находится гора Кетин-кил, к западу – ЦIару-даг («Пёстрая гора»), с севера Кекен-даг и Элквей килер («Круглые вершины»). Несколько сел Курахского района - Аладаш, Арабляр, Маллакент, Кумух и Бугда-Тепе находятся на плоскости, недалеко от побережья Каспийского моря.

Курах-дере входило в состав Кавказской Албании, древнейшего государства, объединившее множество народов и племен (по сообщению грека Страбона (65 г. до н.э. – 21 г. н.э.), автора «Географии», в составе Кавказской Албании было 26 племен, в числе которых названы албаны, каспии, утии, гаргары, сильвы, дидуры, гелы и леги).

После распада кавказской Албании в IV в. н.э. на территории Дагестана возникли политические объединения – Дербент (область Чога), Табасаран, Серир, Гумик, Маскат, Лакз, Кайтаг, Филан.

В 722 г. арабский автор ал-Белазури сообщает о стране «Лакз», о Сабасе - главаре одного из лезгинских племен.

Наиболее раннее  упоминание о Лакзе относится к VI в. и связано с именем Ануширвана I (531-579), который утвердил в Лакзе правителя, как и в других областях Дагестана – в Сарире, Филане, Табасаране.

Арабские источники дают возможность определить в общих чертах границы Лакза. Почти все они (источники) свидетельствуют о расположении Лакза в Южном Дагестане.

В Х в. южные границы проходили, очевидно, по Самуру, ибо отмечается наличие общей границы между Лакзом и Ширваном. В середине Х в.  ал-Масуди писал, что «опорой царства его» (ширваншаха) является царство (мамлака) ал-Лакз, многочисленный народ которого живёт на вершине этой горы».

Если южная граница соприкасалась с Ширваном, то юго-западная – с Шакки. Ал-Истахри оставил любопытное описание этой территории: «Между Ширваном и Лираном – граница, между Лираном и Муканом – граница, как и со страной Абсия, [а] она – область с незначительным числом населённых пунктов. В ней (Абсийе) имеется сильная крепость, а за ней по направлению к горам – местность, примыкающая к стране Лакз. Они (жители Лакза) охраняют эту крепость, т.к. владетель (сахиб) Абсийи чувствует к ним особое расположение и поддерживает с ними добрососедские отношения…».

Основная часть Лакза располагалась к северу от Кавказкого хребта. В то же время у Лакза общая территория с Шакки. Восточная же граница проходила недалеко от владений Дербента, ибо селение Курах (К.р.к)  относится к Лакзу.

Таким образом, в Х в. Лакз охватывал территорию, занимаемую представителями лезгинской группы языков (лезгины, агулы, цахуры, рутулы, кроме табасаранцев), в бассейне рек Самур, Курах-чай и Чирах-чай.

Автор XII в. Йакут (со ссылкой на сведения Х в.) пишет, что граничащая с Дербентом и Маскатом «страна Лакз» отличается тем, что они (жители страны Лакз) многочисленные племена, приятной наружности, (крепкого) телосложения, (у них) селения (густо) населенные и область обитаемая. …Жители ал-Лакза могущественны, сильны, многочисленны».

VII век – начало арабских завоеваний в Дагестане и начало длительной борьбы горцев за независимость.

Борьба народов Дагестана с арабами шла с переменным успехом – Южный Дагестан переходил из рук в руки. Упорное сопротивление арабам оказывали жители Дербента, Табасарана, страны Лакз. Царь Лакза Авиз, сын Рамазана, по сообщению арабского историка ат-Табари, отказался подчиниться арабским завоевателям и платить налоги. Правитель Мерван решил лично возглавить поход против Авиза, который обратился за помощью к хазарам, однако был случайно убит стрелой. После смерти Авиза Мерван заключил с лакзами мир и, как сообщает историк ал-Белазури, обязал жителей Лакза ежегодно доставлять двадцать тысяч мер зерна в зернохранилище. Управлять страной Лакз было поручено Хашраме Сулямиту.

Начиная с VIII вплоть до XV в. в Южном Дагестане существовали несколько независимых друг от друга политических образований, в том числе Ахты, Курах, Рутул, Цахур, Хнов, Тпиг, Рича и другие.

Курахский район является одним из южный районов Республики Дагестан. Он граничит с Ахтынским, Агульским, Докузпаринским, Магарамкентским, Рутульским, Сулейман-Стальским и Хивским районами.

Центром этого прекрасного и гостеприимного края является село Курах, в старину именуемое Гияр-шехером. По преданию, Курах образовался из семи маленьких поселений: Хавезар, ЦIийихюр, Сенгерар, Юрзал, Чатар-кам, Къекъенхюр, ЧIурухюр.

Предания об образовании селения Курах приведены в различных источниках. Так, к примеру, в монографии, посвященной формированию материальной культуры лезгин, С. С. Агаширинова пишет: «В предании об образовании селения Курах ( Курахского   района ) рассказывается, например, что прежде на юго-западной стороне селения находился город Гияр-шехер, который был разрушен и разорен чужеземцами до основания во времена средневековья, а население варварски уничтожено. Связанных мужчин, женщин и детей завоеватели бросали на тока под молотильные доски. Этот день в памяти народа остался под названием «День шахской молотьбы» («Шагьхармандин югъ»). И до сих пор, когда бывает большое горе, умирает юноша или же молодой мужчина, женщины причитают:

                        Ай шахин шах, чтобы ты умер, шах!
                        Сегодня день всемирного потопа,
                        Сегодня день шахской молотьбы,
                        Сегодня день того, кто делал молотьбу,
                        Сегодня самый чёрный день,
                        Сегодня самый грустный день,
                        Сегодня день того, кто потерял возлюбленных
                        Сегодня день того, кто потерял Керема...
 

Далее в предании говорится, что после того, как город Гияр-шехер был уничтожен, недалеко от этого места из семи мелких аулов (Хъукъвазар, ЦIийи хуьр, Сернегьар, Юрхвал, Чватар-кам, Хъикъен хуьр, ЧIуру-хуьр) образовалось новое селение Курах. При этом утверждается, что один из тухумов под названием «кьадияр» переселился сюда из Аварии, другой тухум - «чепеяр» - из Лакии. Название Курах (от лезгинского «кьураба», т. е. «бездомный») по объяснении народной этимологии как раз и связано с тем, что это селение основали пришельцы из разных мест Лезгистана». После разрушительного нашествии татаро-монгол в  Курахской  долине все опустело. Оставшиеся люди спрятались в горах. Птицы и животные исчезли, родники высохли, растения погибли. Одним словом вся земля высохла. Однако спасшиеся горцы после ухода завоевателей вернулись с гор и заново построили село. Нашли здесь приют люди и из других аулов, которые оказались в самых труднодоступных ущельях  Курахских  гор: табасаранцы, лакцы, даргинцы, агулы, аварцы, евреи, даже грузины. С тех пор их потомки живут в Курахе.

Что касается названия «Курах», профессор С.С. Агаширинова пишет, что это название образовалось от слова «кьураба». Хотя, возможно,  значение слова Кьурагь в нём самом. В  Курахской  долине всё высохло, и сожжённую землю увидели возвратившиеся люди, и они дали название этой местности «Кьурагь дере» («Засушливая долина»).

Со временем слово «дере» перестали применять, и осталось название «Кьурагь». Село также получило название Кьурагь. Данные топонимики, фигурирующие в этом предании, представляются совершенно достоверными. Почти во всех перечисленных местах до сих пор сохранились остатки старых поселений. Некоторые из них были обследованы в 1947-48 гг. археологом М. Исаковым. Согласно его данным, первое поселение находилось неподалеку от селения Курах, на отроге горы в урочище Гияр-шехер. В этом месте, на поверхности сохранились камни от построек и фрагменты керамики, характерные для культуры позднего средневековья. Второе поселение ЧIуру-хуьр было расположено в 4 км. к западу от селения Курах на левой стороне р. Курах. Здесь также сохранились камни от построек, встречаются фрагменты керамики, сходной с керамикой из первого поселения. Третье поселение –  Юрхвал находилось в 3 км. к западу от селения Курах, на левой стороне долины р. Курах. Обломки керамики типичны для культуры средневековья. Четвертое поселение –  Кикенхуьр и пятое Сернегар были расположены в трёх  километрах от села. На поверхности всех этих поселений также встречаются обломки средневековой керамики.

О том, что селение  Курах под тем же названием существовало уже в ХIV в., свидетельствуют записки, опубликованные Л. И. Лавровым. Как указывает учёный,  Курахская  стела является важным эпиграфическим памятником не только по истории селения Курах, но и всего окрестного края, который раньше именовался Кюре. Он сообщает, в частности, что в хронике Мухаммеда Рафи, составленной в ХV-ХVI вв., упоминается и общество Куралал, т. е. Кюре, которое платило шамхалу ежегодную дань в размере 100 жеребцов и 100 кобылиц. Хронограф 1710-1712 гг. упоминает разорение Кураха и Кюре ширванханом Ибрахимом (Шейх-шахом) в 1510-1512 гг. Во второй половине XVII в. здесь побывал Эвлия Челеби, который писал, что Кюре (Курах?) – «это городок на границе владений табасаранского хана Шах-Михала». По сообщению Эвлия Челеби, в Курахе имелось «1000 прекрасных домов, мечеть, сады, но нет базара. По пятницам люди собираются в одно место, и обмениваются новостями. Они не знают золота. Поскольку здесь нет в обращении денег, люди обмениваются товарами. Насчитывается около 10000 человек населения». 

Почти 400 лет Курах был столицей крупного союза сельских общин, что подтверждает запись, сделанная на каменной стеле у входа в Джума-мечеть с. Курах, датированная 757 г.х./1356 г. Надпись была подробно изучена известным исследователем Л.И. Лавровым, который определил границы указанных в тексте земель, локализовал почти все пункты, названные в нём. Л.И. Лавров сделал вывод, что речь идёт не о феодальном владении, а о вольном обществе во главе с Курахом. Надпись фиксирует границы этого общества: «О, Всеразрушающая судьба! О, Владелец тайны! Воистину тайна уже обнаружилась. О, услужающий телу, сколько стараемся ему служить, в то время как ты не телом, а душой человек!

Эти горы Кураха, от мельницы Хпитара до загона скота Ругуна, и до Хаджиева камня, и до Хореджского моста, и до Дуруштульского тока, и до вершины горы, не занятой Хпюком. Этот горный хребет со стороны юга от озера Кулан-вир до горы Т-р-к-р-кил выше Кимихюра и до речки под Титалем и до Мигун-Кура, где кончается конюшня и начинается монастырь села Зилинги».

Л.И. Лавров приходит к выводу, что «перед нами не феодальное владение, а имеется в виду «вольное общество» во главе с Курахом».

Таким образом, Курах выступает как главный населённый пункт, столица определённой территории, с определённым количеством населённых пунктов, причём границы общества Курах, очевидно, были более или менее стабильными, если уже возникла необходимость их зафиксировать.

Ш.М. Ахмедов  обратил внимание на то, что в курахской надписи говорится «не о всех земельных угодьях данного микрорайона, а о «горах», т.е. пастбищах. Видимо, слабые общины, отдавая себя под защиту общества Курах, уступили последнему ряд пастбищных гор, которые таким образом, стали собственностью одного Курахского общества, что нашло отражение в этой надписи. Это также является одной из форм становления зависимых отношений в общинах горного Дагестана. Курахская надпись может быть фиксацией одного из этапов на пути к использованию покровительства в собственных интересах главного селения союза сельских общин, в данном случае Кураха. Во всяком случае, последующая история Кураха свидетельствует о том, что он всё более и более выделялся из «равных» ему  селений, превращаясь из центра союза сельских общин в политический центр феодального владения.   

Вышеуказанный письменный источник доказывает, что селение Курах и перечисленные 10 других сёл существовали ранее в XIV в. и, что самое важное, сохранили свои названия до настоящего времени.

О Кюре имеется несколько сообщений. Надписи из селений Шиназ и Гельхен рассказывают о «разрушении селений Курах и Кура  Шейх-шахом в 917 г. ( в 1511-1512 г. – авт.)».  Значит,  ширваншах Ибрахим II (1502-1524 гг.) призванный   Шейх-шахом, разрушил лезгинское селение Курах в начале  XVI в., а также Кура, т.е. Кюре. Остаётся не ясным, какой смысл вкладывал автор надписи в фразу «селение Курах и Кура», идёт ли речь о селении Курах и подвластной ему территории или же говорится о двух самостоятельных территориях, точнее, сумел ли Курах к этому времени, т.е. к началу  XVI в., распространить свою власть и на те земли левобережного Самура, которые впоследствии назывались Кюре.         

Несколько сёл Курахского района в силу разных причин, в том числе иноземных нашествий, перестали существовать: ЧIурухюр, Тюкюр, Мехад, Ганар, Хъухъвазар, Къаружар, Вегьрехюр, Келег.

Жителям Кураха часто приходилось сражаться с иноземными захватчиками.

В эпоху татаро-монгольских завоеваний полчища монголов, захватив Дербент, направились в горы, пройдя Курах, Рича, Чираг, Кумух. В 1239 г. аул Рича подвергся жестокой осаде безжалостного врага: 27 дней жители аула героически противостояли татаро-монголам, о чём свидетельствует каменная плита с надписью на арабском языке, вмонтированная в стену минарета ричинской пятничной мечети: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Аллах! Аллах! Аллах! Пришло войско татар, - да не будет им от Аллаха большего предела, в Баб-ал-Кист Риджу, когда оставалось от месяца раби ал-аввал десять дней. Затем воевали с ними жители Риджи до середины раби ал-ахира шестьсот тридцать седьмого года…».

Во второй половине XIV в. в Дагестан вторгся другой жестокий завоеватель Тамерлан с огромным войском. Дагестанские народы мужественно сражались, пытаясь отстоять свою свободу и независимость.

В конце XVI в. у народов Страны гор появился новый опасный враг в лице турок-османов. В 1578 г. турецкие войска вторглись в Южный Дагестан под знаменем «Защиты ислама». Горцы оказали им ожесточённое сопротивление. В 1585 г. после многочисленных попыток полководец Джафар-паша захватил Курах и разрушил его.

XVII в. в истории Кураха характеризуется обострением взаимоотношений между крестьянами и феодалами. В 1604 г. вспыхивает восстание, направленное против невыносимого гнёта беков и местных феодалов. Восставшие крестьяне уничтожили многих из них, но свободу так и не приобрели.
Зловещим событием в истории Курах-дере явилось нашествие Надир-шаха. Осенью 1735 г. его полчища вторглись в селение. Жестокость захватчиков не знала предела. Жители героически сражались с врагами, однако силы были неравные. Полчища шаха до основания разрушали сёла и уничтожали население. Почти в  каждом ауле сохранились предания о том жестоком времени и места, где проходили кровопролитные сражения. Так, в Курахе сохранилась могила-пир Ибрагима – воина, погибшего в бою  с персами.

После многих лишений, горцы,  в конце концов, наголову разгромили Надир-шаха. У иранцев с тех пор бытует поговорка: «Если шах глуп, пусть идёт войною на лезгин».

В Х-ХIII вв. на территории Курахского вольного общества формируются крупные населённые пункты, строятся оборонительные сооружения. Существовало несколько типов оборонительных сооружений: сторожевая башня, оборонительный вал, крепость-аул, жилая башня. Остатки таких оборонительных сооружений сохранились в некоторых местах да наших дней в селениях Хвередж, Шимихюр, Курах.

Для всех сёл Курахского района характерна одна особенность – они возникали в результате объединения нескольких мелких поселений и хуторов, расположенных близко друг от друга.

Середина Х в. явилась для лезгинских районов временем, когда началось усиление темпов проникновения ислама. Один из списков «Истории Абу Муслима» датирует принятие ислама лезгинами временем «после 300 года хиджры», т.е. после 913 года. В хронике говорится об Абу Муслиме, прибывшем из Дамаска в Дагестан и построившем мечети в селениях Ахты, Рича и Мака: «…И сражался Абу Муслим летом с областью Баб ал-Кист, называемой Рича, а с наступлением зимы – с кяфирами Баб ал-абваб Дербенте. И построил он мечеть в Кала Кюре, посадил туда своего сына Махтар Санджаба. Затем построил Абу Муслим мечеть (в) Ахты, назначил (там) свою сестру, которую выдал замуж за Исхака  Кондушкана…И построил Абу Муслим мечети в Рича и Мака…Затем он вернулся в Ширван».

Самым ранним свидетельством в пользу указанного времени является надпись в селении Ихрек (Рутульский район), зафиксировавшая реставрацию мечети в 407 г. хиджры, т.е. в 1016-1017 г. К ХI-ХII вв. относятся также мечети, которые сохранились и по настоящее время в селениях Рича и Кара-Кюре. В указанных селениях, а также в селении Рутул, имеется ряд  арабских надписей, датированных ХII-ХIII вв. или палеографически приурочиваемых к этому времени.

О распространении ислама в южной части Дагестана в ХII-ХV вв. говорит большое количество надписей, часть которых посвящена строительству минаретов или мечетей: о строительстве минарета в 1162 г. (сел. Гельмец), мечети и минарета в 1278 г. (Цахур), о строительстве минарета в Рутуле (ХII-ХIII вв.).

Ислам в южном Дагестане занял сильные позиции; в  ХIII –ХV вв. встречается ряд лиц с нисбой «ал-Лакзи», занимавших высокое положение среди представителей мусульманского духовенства за пределами Дагестана – в Сарае, Бухаре, а также Хиналуке (северный Азербайджан).

В ХIII-XVI вв. усиливается строительство культовых сооружений. Они воздвигались в каждом ауле Курах-дере. В Ахниге было пять мечетей, в Хпедже – три, в Усуге два пира – Камиля и Магомеда, четыре пира находились в Квардале, три  пира в Хпедже.

При мечетях возникали начальные школы (мактабы), в которых дети обучались арабскому языку, Корану и основам духовно-нравственного воспитания. Школы более высокого уровня (медресе) открывались при мечетях крупных аулов. Известностью пользовались медресе в аулах Курах, Капир, Штул, Кочхюр, Хпедж, Гелхен. В медресе изучали арабский язык, мусульманское право, толкование Корана, логику, поэзию, философию и т.д.

В образовательном процессе большое значение имели библиотеки и книжные коллекции. Примечетские и частные библиотеки насчитывали сотни книг по мусульманскому праву, логике, догматике, философии и т.д.

Курах-дере известен своими учёными-арабистами такими как: Магарам-эфенди из Кочхюра, Гаджи-Буба Ашарский, Насрулла-эфенди из Капира, Насруллах-эфенди Усугский и др.

В каждом ауле Курахского вольного общества проживало несколько тухумов. Не было ни одного аула, состоящего из одного тухума.

Так, в начале XIX в. в Курахе насчитывалось семь крупных кварталов: МирчIийрин мягьле, Манчайрин мягьле, Хъикерин мягьле, Яхулрин мягьле, Къадийрин мягьле, ТIула мягьле, Къурбалийрин мягьле. В семи кварталах находилось 48 тухумов, в том числе в квартале МирчIийров – шесть тухумов: Атасияр, Небияр, Чамбулар, Агъулар, МирчIияр, ТIуьхшерар. В квартале Манчараp находились два тухума: Бакарар и Манчарар. В квартале Хъикерин –16 тухумов: Лехъияр, Недуьрар, Ашумар, Нарчавар, КицIер, Манучар, Бурукар, Будайбур, Иседбур (Бакълаяр), Хважадбур, ЧIурхьунар, Яралидинбур, Чумурар, ХъитIар, Къучагъаяр, Назаралидинбур. В квартале Яхулов – два тухума: ЦIахурар, Яхулар. В квартале Кьадийрин – два тухума: Кьадияр, БиретIар, В квартале ТIула мягьле насчитывалось 11 тухумов: Афатар, Атадбур, Къутабур, Кукаяр, Кьетер, Ченеяр, Мансурар, Цахъарар, Зарбафар, Бахурар, Кьадияр. В квартале Къурбалийрин жили представители семи тухумов: ГъвечIи хваяр, Къурбалияр, Камалар, Къадирабур, KIaламар, Абдулгъанияр, Эмирар.

Каждый тухум имел своё название, которое могло возникнуть в связи с характером деятельности людей, с их поступками и склонностям к чему-либо, с местностью, откуда вышел тухум и т.д. Часто название тухума было связано с именем какого-нибудь видного предка.

В Курахе имелись 12 мельниц, 7 пиров (зияратов), каждый квартал имел свою мечеть, а в центре села стояла и поныне стоит Джума-мечеть. В селении сохранился мост, который построил во времена кюринского ханства Гаджи-Юсуф-хан (в начале XIX столетия).

Многочисленные факты свидетельствуют о различных исторических событиях, которые связаны с селением Курах; В 1356 г. впервые в исторических книгах дано сведение об имеющейся водяной мельнице в селении Курах. B 1356 г. – создано независимое  Курахское  государственное образование. В 1511 г.  Курахское  государство было разгромлено войсками Ширванхана. В 1836 г. в Курахе воздвигнут пир (зиярат) шахидам. В 1812 г. в Курах во главе русских войск вошел генерал Хатунцев.

В начале XIX в. возникло  Кюринское ханство с резиденцией в Курахе. В 1812 г. Кюринское ханство вошло в состав России. Это вхождение имело огромное прогрессивное значение. Избавившись от постоянной угрозы иноземных нашествий, лезгинский народ получил возможность для дальнейшего развития своей экономической и культурной жизни.

Кюринское ханство в конце XVIII – начале XIX в. представляло собой союз сельских обществ, которые выступали по отношению к другим подобным обществам, их союзам как единое целое и составляли низовую политическую единицу – джамаат, который имел свою территорию, строго охраняемую и четко очерченную, свои обычаи и местные органы власти и управления. Это придавало джамаатам территориально-географическую стабильность и упорядоченную власть.

Джамаат состоял из тухумов, куда входили малые индивидуальные семьи, являвшиеся низовой ячейкой общественной структуры и производственной единицей общины. Во главе тухумов стояли аксакалы - старшины, однако они не имели никакой исполнительной власти.

Политические события в союзах сельских обществ Кюры, как и во  всем Дагестане, во второй половине XVIII  в. были сложными. Феодальные междоусобицы переплетались с борьбой независимых джамаатских союзов против феодальных владетелей. Внутренние противоречия осложнялись внешнеполитическими факторами, прежде всего российско-турецко-иранским противостоянием.

Сложные отношения складывались у кюринцев с соседними владениями: постоянные претензии то одного владения, то другого за влияние в кюринских магалах составляли предмет раздора и борьбы между владениями Дербента, Кубы, Казикумуха.

В конце XVIII – начале XIX вв. в связи с проводимой антироссийской политикой дербентского правителя Шихали-хана и Казикумухского Сурхай-хана II и активизацией политики России в Дагестане Кюра не раз была объектом притязанием других государств.

В связи с присоединением Кюры к Казикумуху Сурхай-ханом II в 1789 г. ханство стало именоваться Кюра-Казикумухским, и вплоть до 1811 г. кюринские лезгины и агулы находились в составе Казикумухского ханства.

Наконец, 4 декабря 1812 г. Кюра была присоединена к России; был подписан договор, сущность которого заключалась в том, что правители Кюры должны признавать над собой власть только русского императора и его наследников, а император даёт свое ручательство на сохранение целостности владения Кюринского. Жителям Кюринского ханства было обещано предоставить пользование всеми правами, наравне с прочими верноподданными России. Трактатом определялись меры по охране Аслан-бека и его наследников, а также ряд мер по обустройству русских войск в селении Курах.

Проанализировав имеющиеся материалы о процессе вхождения Кюринского ханства в состав России, следует сказать, что этот путь был трудным, долгим. Он был связан с военными действиями казикумухских ханов с русскими войсками, изменой, предательством ханов.

Сурхай-хан II не мог смириться с потерей власти над Кюрой и тайно вёл переговоры с аварским ханом – Султан-Ахмедом, с уцмием Адиль Гереем и другими владетелями о выступлении против русских войск. Но русская армия, направленная в Кумух, разбила войска Сурхай-хана.

И официально 17 июня 1820 г. было объявлено о присоединении Казикумухского ханства к Кюринскому, ханство стало именоваться Кара- Казикумухское, во главе его был Аслан-хан Кюринский. С ним был заключен в декабре 1820 г. новый договор, который регламентировал обязанности хана. Управление Кюринским ханством было поручено племяннику Аслан-хана Гарун-беку. Именно в этот период в Кюринском ханстве появилось религиозное течение – мюридизм. Основатель и проповедник этого течения Мухаммад Ярагский призывал жителей подняться на газават против неверных, в том числе и против наместника русского царя.

Горское население не оставалось безучастным к этим событиям. Находясь под гнетом местных правителей (феодалов и знати), испытывая произвол и несправедливость с их стороны, на протяжении первой трети XIX в.  в Дагестане (в горах и на равнине) повторялись одно за другим восстания горцев. К тому же с юга угроза «иноземного нашествия» со стороны Ирана и Турции Дагестану еще не миновала.

Аслан-хан и второй имам Дагестана Гамзат-бек решаются уничтожить «аварский дом» в Хунзахе. В августе 1834 г. он (Гамзат-бек – авт.) с 10-ти тысячной армией взял столицу Аварского ханства – село Хунзах и расправился с семьей ханского рода.

После смерти имама Аслан-хан предъявил свои претензии на аварский престол и был назначен царским правительством ханом Аварии. Таким образом, под властью Аслан-хана оказалась значительная часть нагорного Дагестана.

С 1838 г. в Казикумухском ханстве происходила  борьба за престол между представителями ханской фамилии. Чтобы пресечь эти распри, царское правительство своим указом в 1839 г. разделило Кюра-Казикумухское ханство на два отдельных ханства: Кюринское и Казикумухское с надзором над ними начальника Самурского округа и в 1850 г.  начальника дербентского военного губернатора.

Рассматриваемый период в состав Кюринского ханства вошли 8 магалов Кюры, а также территория Агульского, Кошанского и Ричинского союзов сельских обществ (с тремя магалами), центром ханства стало селение Курах.

Если в 1834 г. в ханстве было 5085 дворов и 21700 жителей, то к 1864 году число дворов увеличилось и стало составлять 7550, жителей стало 58958 человек. Увеличение количества жителей ханства и дворов связано с присоединением к ханству южной части Табасарана.

Из приведенных данных видно, что в ханстве насчитывалось 140 селений (было 120), и 11 магалов (было 8). Магалы по количеству селений и дворов в них не одинаковы. Так, магалы Кошан и Агул насчитывают по 6 селений, но в первом 203 двора, во втором в полтора раза больше (342 двора), магал Рича имеет 7 селений, в них было 326 дворов. Крупными магалами были Курах (18 селений на 1242 двора), Ярки (35 селения на 1439 дворов), Гюне (22 селения на 1407 дворов). Особо большими селениями являлись  Икра – 167, Штул – 171, Филе – 170, Ашага-Стал –167, Ашага-Яраг – 159. Но были и малые селения с небольшим количеством дворов.

Например, в селении Барбар-кент насчитывалось всего 9 дворов, в селении Кама-Кучун – 9 дворов. Всего до 50 дворов насчитывалось 79 селений (из 140 селений).

Экономическое отношение в Кюринском ханстве, как и во всем Дагестане, имели разнообразные формы в зависимости от географического рас положения отдельных частей Кюры.

На равнинных землях с орошением жители занимались хлебопашеством, животноводством. В предгорной части, где находилось 40 селений, жители занимались также земледелием и животноводством. В горной части, где насчитывалось 45 селений, основным занятием населения было хлебопашество, овцеводство, ручная выделка паласов из конопли. В высокогорной части, где было 40 селений, где заметен недостаток пахотных земель, жители занимались также животноводством.

Наиболее распространенными культурами являлись пшеница, ячмень, кукуруза, просо, лён, конопля, марена, которая была «житницей» для ряда селений нагорного Дагестана. В земледелии широко использовались двухпольная и трехпольная система севооборота. В целях получения хороших урожаев зерновых культур применялись удобрения – зола, навоз, получило развитие искусственное орошение земель. Поля обрабатывались примитивными сельскохозяйственными орудиями – деревянной сохой с железным лемехом, тягловой силой служили быки и буйволы.

Жители ханства занимались также садоводством, виноградарством (Гюне, Картас, Гюджа) и шелководством.

Важно, что кюринцы, издавна занимавшиеся земледелием и животноводством, на основе опыта многих поколений выработали сельскохозяйственный календарь для проведения работ в поле в определенные сроки применительно к условиям и особенностям каждого селения.

Исключительно важное значение для кюринцев имело развитие, как мелкого, так и крупного рогатого скота, использование для выпаса скота летних и зимних пастбищ. Стала применяться система отгонного животноводства, что дало возможность перегонять скот на зимние пастбища (на равнину) за десятки и сотни километров на арендованные земли в равнинной части не только Дагестана, но и других территорий. Занятие населения животноводством давало продукты питания, а также сырьё для многих ремёсел – ковроткачество, выделка кож и пошив одежды и обуви.

Большое значение имело занятие населения местными промыслами по обработке шерсти, меха, шкур, дерева, камня, глины и изготовление на основе этих материалов предметов домашнего пользования.

Во многих сёлах Кюры было распространено изготовление гончарных изделий, а также большое развитие получило  кузнечное ремесло и металлообработка. Происходит дальнейший рост работ на заказ, укрепление старых и выделение новых ремесленных центров.

Однако безземелье и малоземелье отсутствие возможности найти применение рабочей силе в родном селе приводило к отходничеству, особенно среди мужского населения (уходили в основном в  Азербайджан, Дербент).

Развитию экономики ханства во многом способствовало улучшение торговли с крупными населёнными пунктами внутри Дагестана  и вне его – с Россией и Азербайджаном. Товары приобретались как за деньги, так и путём обмена.

Все земли в Кюринском ханстве под названием «Ятаг» составляли исключительную собственность ханов, которые отводили землю жителям и отбирали ее по своему усмотрению.

Ханы владели 23843 десятинами земли в 29 участках, причем, отдельные участки были очень обширны и содержали до 4000 десятин земли (земля Лаган – 4000 десятин, Ятаг Коказ –1074 десятин, Тунар Даг – летние пастбища – 1500 десятин, Стал-Чилийская земля - 4000 десятин, Кюре-Шор-дере –3500 десятин и др.).

Крупными землевладельцами в ханстве были также беки. Их земли делились на 3 вида по праву пользования ими населения:
а) общинные земли;
б) мюльки;
в) ятаги и кутаны бекские.

Ханы не только жаловали земли частным лицам, но и отдавали бекам в управление или даже в собственность целые селения, что приводило к дальнейшему развитию феодальных владений. С 1812 по 1860 гг. в Кюринском ханстве было роздано 16 селений, в которых было 870 дворов, 9 – владельцам – потомкам беков.

Мелкие частновладельческие мюльки крестьян — это общественные неудобные земли, превращённые в плодородные участки путём раскорчёвки леса, расчистки болот, камышей, орошения и др. Мюльк находился в полной собственности хозяина, который мог его продать, подарить, передать по наследству, отдать в аренду, завещать передать мечети.

Пахотные участки под влиянием товарно-денежных отношений стали объектом купли - продажи.

Общинное землевладение – это наиболее распространенная форма землевладения в ханстве, как и во всём Дагестане. Эти земли находились в собственности общины, к ним можно отнести пастбища, выгоны, леса, а также пахотные земли.

Вакуфное землевладение – это земли, принадлежавшие мечетям, переданные по  завещанию верующих в пользу мечетей. Вакуфные земли (также вакуфные отчисления) были постоянным источником доходов мечетей.

Итак, в Кюринском ханстве имелись 4 вида земельной собственности:
1) феодальное землевладение;
2) мелко-частновладельческие земли (мюльки крестьян);
3) общинные земли;
4) вакуфное землевладение.

Как уже отмечалось, в Кюринском ханстве в первой половине XIX в. сложилась своеобразная социальная структура. Это своеобразие заключалось в том, что правящая ханско-бекская фамилия была иноэтнической, так как ханы и беки являлись выходцами из дома казикумухских правителей, а подвластными в ханстве были лезгины, агулы.

Феодальное сословие (ханы и беки) Кюры составляли незначительную часть населения, однако в руках ханов и беков была сосредоточена большая часть народного богатства (земля и скот). Ханы и беки осуществляли функции управления, занимались разбором судебных дел. Они являлись собственниками земель, получали от крестьян налоги, подати и повинности. К привилегированному классу относилось духовенство – кадии и муллы.

Класс крестьянства состоял из двух групп: лежберы и раяты. Основную часть составляли лежберы (123 селения из 140). Они были обязаны нести в пользу ханов и беков многочисленные подати и повинности. Раяты же были прикреплены к земле и бекам, с раятов взималась рента натуральная и отработочная.

Последнюю категорию зависимого населения в ханстве составляли кулы (рабы). В основном они представляли собой дворовую прислугу.

Ежегодный доход ханов Кюры в конце 50-х гг. XIX в. составлял: подати хлебом:  пшеница – 3315 рубе, ячмень – 2477 рубе, чалтык – 828 рубе. В переводе на деньги все это составляло 3829 руб. Кроме того, они получали от населения масло (105 пудов 4 фунта), баранов (1038 штук), сыр (17 бурдюков), пошлины с марены (по 25 коп. с каждого пуда). Крестьяне отбывали барщину на полях хана общей сложности более 20 тыс. рабочих Для разных надобностей ханской и государственной службы в ханстве содержали конно-вооруженных нукеров (162 чел.) и 60 чапарских лошадей. Содержание 162 нукеров обходилось в 6480 руб. в год, лошадей - в 2160 руб.

По показанию жителей магала Кураха, до Сурхай-хана они были узденями, при нём стали зависимыми.

В 60-х гг. XIX в. в Дагестане были проведены административные и социальные реформы, которые частично коснулись и народов Кюринского ханства. В начале 1860 г. была создана Дагестанская область. Вскоре царское правительство взяло курс на ликвидацию ханств. Важным обстоятельством, ускорившим решение царизма ликвидировать ханства, послу жил рост крестьянского движения, вызванный усилением ханского гнета под эгидой царизма. И в 1865 г. из Кюринского ханства был образован округ в составе трёх наибств Гюнейского, Курахского, Кутуркюринского. В результате административных реформ и ликвидации ханств в Дагестане было образовано девять округов.

Каждый округ делился на наибства. Курахское наибство в 1901 г. переименовали в участок под тем же названием, которое просуществовало до 1917 г.

В Курахском наибстве были проведены реформы сельского управления на основе «Положения о сельских обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в Дагестанской области» от 26 апреля 1868 г. Сельское общественное управление состояло из сельского схода, сельского старшины и сельского суда. Выборность старшин была отменена, они назначались военной администрацией, а остальных избирали на сходах с последующим утверждением начальником Кюринского округа. Были определены права и обязанности должностных лиц сельского управления. Округ находился в полной зависимости от военных властей, которые могли избранных лиц сместить в любое время, подвергнуть штрафу, аресту и предать военному суду.

Дагестан после 60-х гг. XIX в. всё больше втягивается в экономическую систему России. Здесь развиваются новые капиталистические отношения, в жизни ряда областей происходят положительные перемены.

В 1833 г. Курах посетил известный русский писатель, декабрист Бестужев-Марлинский. Он тогда служил в Дербенте солдатом в русской армии. Он восхищался природой, горами Кураха, его добродушными и в тоже время мужественными жителями. Брату Павлу в Санкт-Петербург он писал: «...Нет ни газет, и никаких новостей. Не слышу уже давно и русской речи...».

По данным 1869 г. Курах имел 280 дворов, КIири – 167, Штул – 171, Гельхен – 80, Усуг – 75, Ашар – 83, Хпедж – 71, Хпюк – 44, Урсун – 16, Кукваз – 26, Хюрехур – 35, КIимихюр – 25 и др.

В аулах шёл процесс расслоения крестьян. Богатые крестьяне составляли около  3 %, наёмный труд применялся в немногих хозяйствах, всего лишь в 1,3 %. Официальная комиссия отметила, что в Кюринском округе  «встречаются очень много поселян безземельных». В 1886 г. из 23632 дворов только около 11 % не имели пахотных земель, большинство их приходилось на аулы Курах-дере.

Скот, как и земля, распределялся неравномерно между разными группами крестьянства. В Курахском наибстве только около 40% хозяйств имели овец и скот.

В основном курахцы занимались скотоводством, земледелием, охотой. Зимнее время отдавали торговле. На равнину возили мясо, сыр, шерсть, зерно, мед, масло, иногда и картофель. Обменивали их на необходимые в хозяйстве товары. Ходили на Касумкентский, Ахтынский, Дербентский базары. Многие молодые люди в зимние месяцы шли в Баку, Дербент, Карабах, Шеки на заработки. Весной возвращались и выполняли работы по хозяйству. Осень была пора свадеб. От души радовали земляков ашуги Сейфуллах, Курбан, Афизат, Минетуллах, многие известные музыканты.

В 1912 г. по распоряжению царского правительства в Курахе открыли двухклассную реальную школу. К занятиям приступили 24 ученика.

В 1929 г. образовали  Курахский   район.  С 30-х гг. курахцы объединились в коллективное хозяйство. Особенно в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период они трудились на славу. Колхозом руководили большие энтузиасты и специалисты своего дела Халид Насруллаев, Ахмед Назаралиев, Рамазан Алиев, Исмаил Ибрагимов. Бригадирскую нелегкую должность исполняли Юсуф Мисриев, Абдулжалил Асланов, Мелик Медиков. Большое уважение и почет получили в селе чабаны Муса Бабаев, Рачаб Алиев, братья Муртузали и Идрис, Катиб Шуаев, Хизри Таибоя, доярки Нигер Эльдерханова, Пакизат Алибегова, Савадат Алиева, Разият Исаева, Гурипери, Перизат Гамидовы.

Получили в районе известность мастера-каменщики Мурад, Абдурахман Шахпазов, Иса Таибов, уста Неби, Курбан, Атас Эмирбег. Построенные их умелыми руками здания, мосты приводили людей в восхищение. Мастерами своего дела являлись и кузнецы Рамазан Шамахалаев, Рамазан Гадисов. Огромное количество курахцев участвовали в строительстве советской власти, гражданской войне, в защите Отечества от фашистских захватчиков. Проявляя невиданное мужество и храбрость, они шли на самые трудные задания, не давали пощады врагам.

За последние годы село Курах изменилось до неузнаваемости. Построено много новых зданий, жилых домов. Работают две средние школы, центральная больница, поликлиника, музыкальные, художественные, спортивные школы, цеха бытового обслуживания, магазины.

В настоящее время Курахский район состоит из 14 сельских поселений, в составе из 28 населенных пунктов – селений Курах, Хюрехюр, Моллакент, Арабляр, Аладаш, Кумук, Кучхюр, Бугда-тепе, Кабир, Икра, Бахцуг, Сараг, Ругун, Кутул, Ахниг, Ашакент, Штул, Ашар, Кукваз, Гельхен, Квардал, Усуг, Укуз, Хвередж, Шимихюр, Хпедж, Урсун, Хпюк.

Литература:

1. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX – начало  XX в. М., 1978.
2. Агларов М.А. Курахская стела // Традиции народов Каваказа в меняющемся мире: преемственность и разрывы в социокультурных практиках. Сборник статей к 100-летию со дня рождения Л.И. Лаврова. С.-Пб., 2010.
3. Алиев Б.Г. Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане. Махачкала, 1988.
4. Восточные источники по истории Дагестана // Сборник статей и материалов. Махачкала, 1990.
5. Ибрагимов Н.М. Курах гордый горный край. Махачкала, 2004.
6. Манатилова З.З. Кюринское ханство и его вхождение в состав России //Автореферат на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Махачкала, 2003.
7. Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана // Материалы к истории народов Дагестана с древнейших времён до начала XX в. Махачкала, 1964.
8. Шихсаидов А.А. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // Учёные записки. Том III. Махачкала, 1957.
9. Шихсаидов А.Р. Надписи рассказывают. Махачкала, 1969.
10. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X-XVII вв. как исторический источник. М., 1984.
Комментариев нет (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
Фото вольфсбург с матчей видео цска вольфсбург обзор матча.
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru