Односельчане.ru

Cуществование крупного населенного пункта Рича ещё в Х веке подтверждают письменный источник, устное народное предание и археологические данные. Он несомненно носил признаки территориально-тухумной соседской общины по своей общественно-хозяйственной структуре. Вполне возможно, как уже выше говорилось, селение Рича выступало к моменту прихода арабов в Дагестан как политический центр, объединяющий вокруг себя близлежащие поселения.Рича — очень древнее селение. Оно существовало еще до прихода арабов в Дагестан. Образовывало Ричинский союз сельских общин.

Согласно преданиям, селение Рича образовалось путем объединения остатков жителей двух больших раннесредневековых городищ Сарфун и ДамхIал xIоьр и двух небольших поселений Судайхъал xIоьр и Кума. Приведем некоторую характеристику этих памятников, которые по своей материальной культуре, характеру и признакам, размерам, будучи аналогичны другим раннесредневековым поселениям, могут проиллюстрировать общую картину, характерную для ранних поселений агулов.

Средневековое поселение Сарфун было расположено у подножия одноименной горы, в излучине двух небольших рек XIидулан нецIв и ХIоьран нецIв. Поселение находилось на древнейшем торговом пути, который связывал Южный Дагестан с Северным.

Другое разрушенное поселение – ДамхIал хIоьр – расположено в 5 км. от современного селения Рича. Оно располагалось на господствующей над окружающей местностью высоте и могло контролировать участок древнейшей торгово-стратегической магистрали. Судя по строительным остаткам, поселение ДамхIал хIоьр занимало довольно обширную площадь. Здесь встречается большое количество разнообразных фрагментов керамики, которая исключительно богато орнаментирована: сплошная штриховка, ряд параллельных линий, ряд волнистых линий, налепной валик с пальцевыми вмятинами. В культурном слое поселения видны многочисленные следы пожара в виде вкраплений угольков, а также обожженной глины. По преданию, поселение погибло во время пожара, и существовало оно раньше современного аула Рича, а происхождение последнего связывается с поздними историческими событиями. Однако есть все основания полагать, что населенные пункты Рича, ДамхIал хIоьр, Сарфун существовали одновременно, образуя территориальный союз. О раннем бытовании Рича свидетельствуют эпиграфические надписи ХIII в. и письменный источник Х в. – местная хроника «История Абу-Муслима».
Селение Рича, занимая важное стратегическое и удобное географическое положение в изменившихся социально-экономических и политических условиях, видимо стало быстро расти и превратилось за короткий срок в один из крупных населенных пунктов в Южном Дагестане в XI-XII вв. в нем была построена большая мечеть, которая сохранилась и поныне, а в XIII в., согласно куфической надписи, правитель его был «наделен особой титулатурой, свойственной восточным правителям и феодалам».

В ряде населенных пунктов, — пишет проф. А.Шихсаидов, — по которым пролегал путь монгольских войск из лезгинских районов через Рича в Кумух, сохранились предания о мужественной борьбе местных жителей против монгольского нашествия. В 6 км к северу от современного селения Чираг, рассказывают старожилы, было расположено селение, которое также называлось Чираг. Когда пришли монголы, жители укрепились в мечети и не желали допустить завоевателей. Мечеть была разрушена, как и селение, а жители вынуждены переселиться и построить селение на новом месте. Через несколько лет монголы разрушили и это селение, после чего оставшиеся в живых поселились на новом месте и построили селение на месте современного Чирага. На месте первого селения сохранились могилы, которые местные жители называют могилами "шахидов".

"Пребывание монгольских войск во внутренних районах Восточного Кавказа было, очевидно, — пишет проф. А.Шихсаидов, — кратковременным. По сообщению "Тарих-и Дагестан", вскоре после описанных выше событий, монгольские войска вернулись в Дербент. Правитель Рича принял ряд мер, рассчитанных на то, чтобы не допустить повторного нападения со стороны монгольских войск. Этим объясняется строительство крепости Сабаджем ибн Сулейманом летом 1241 года, т.е. через полтора года после монгольского нашествия. В 1250 году, согласно надписи из сел. Рича, была восстановлена ричинская мечеть.

4 комментария (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
10.05.2011

дакяс чара...

Фи хабарар айя лисари?

Mii nnnn пишет:
14.03.2011

Валлейкум салам, фиштия чун чIаар?

31.10.2010

салам алейкум ирк але ричинцы

29.01.2011

Ваалайкум ассалам.

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью

Гостевая

Салам всем Ричинцам!!!. Особенно большой и горячий салам моему наставнику в МСХТ БИДЖАЕВУ БИДЖЕ!!!
31.10.2011
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru